Центр политической кибернетики

«Набор фактов не есть представление о предмете – когда понятен смысл, то мелочи не имеют значения, их можно отбросить или набрать новые...»

 

Посещений: 468027

 

Простов А.Ф. – канд. политических наук, гл. редактор журнала «Социальная экспертиза»

                                                                           Доклад.  «Политическая кибернетика: экспертная власть»

            или о том, кто, как и от кого будет спасать Россию, если под спасением подразумевается модернизация экономики и реформирование системы управления.

Круглый стол: «Российская модернизация: проблемы и перспективы». Институт национальной стратегии реформ.

В апреле 2010 года ТВ - 5 канал Санкт-Петербурга «Открытая студия» провела опрос: «Вы готовы принять участие в модернизации». Полученный результат: «да» - 30%, «нет» - 13%, «меня это не касается» - 57%. На последние выборы пришло только 25% избирателей. Все это означает, что политические идеологи свою войну проиграли, их больше никто не слушает и они никому не интересны. Но «свято место пусто не бывает», поэтому им на смену должны придти новые игроки - независимые эксперты, которые продолжат глобальную информационную  войну, но уже на новом «смысловом» уровне.

Ситуация «как есть»: «Все для рейтинга, все для политической рекламы». Министра финансов РФ не пригласили на очередной саммит G-20 по причине того, что Россия хуже всех справилась с кризисом 2009 года. Это означает, что Западу удалось отрезать Россию от источников, дающих энергию развития. Теперь стоит вопрос о том, как России сохранить свой суверенитет территориальный, экономический, правовой, кадровый, интеллектуальный, духовный. На этом фоне власть продолжает накапливать внутренние противоречия, пытаясь PR-ом, социальной пропагандой и безумными законодательными инициативами прикрыть свои ошибочные управленческие решения в рамках модели, составленной из фрагментов науки, философии,  религии, социальных мифов и экономических утопий. Такая модель предполагает постепенное улучшение отдельных элементов, но при этом окончательно погубит саму систему как целое. Но это лишь видимый формат выяснения политических отношений, так как мониторинг развития скрытого процесса перехода России в новое состояние показал, что теперь публичные споры ведутся не только партийными идеологами, но и методологами - аналитиками, претендующими на роль независимых экспертов, которые в новой модели глобального управления будут занимать особое место. [1]

Ситуация «как надо»: «Все для завоевания глобального лидерства». Целью модернизации является очередная попытка, используя исторический и геополитический капитал России, перехватить интеллектуальную инициативу на глобальном информационном поле, завоевать инновационное лидерство и достичь жизненных стандартов, которые выше, чем в других развитых странах. Для этого нужно преодолеть разрыв между реальностью и способами ее описания; предложить мировому сообществу не только нечто «новое», но и нечто «важное»; выиграть «тайную» войну за сознание лиц, которые принимают управленческие решения. Вопрос в том, как всего этого добиться. Можно с высокой степенью вероятности утверждать, что без базовых знаний о всеобщих принципах и законах развития систем этих целей никто и никогда не достигнет. Например, используя формулу модернизации «человек + демократия + технологии», необходимо помнить, что в рамках закона сохранения энергии на все, что «надо» ресурсов всегда не хватает, поэтому придется установить приоритеты. В рамках этих утверждений можно сформулировать следующие тезисы, позволяющие раскрыть суть и алгоритм решения обсуждаемой проблемы «Российской модернизации». [2]

Тезис 1. «Мы живем в мире потенциалов и возможностей, где факты и события являются лишь наблюдаемыми последствиями от ранее принятых и реализованных решений». Любые решения проблем всегда находятся только в «коридоре возможностей» существующей реальности, где властвуют детерминированные природой принципы, законы и критерии оценки соответствия и адекватности сущностей и смыслов всех явлений жизни:  глобальных, локальных, индивидуальных. Попытки найти решения за пределами этого коридора создают новые, более серьезные проблемы, ведущие к гибели системы. Точно описать границы «коридора» невозможно, поэтому по всей его «длине» выставляются «маячки» в виде тезисов, принципов, законов, критериев, методов и моделей. Ориентируясь на них, человек не сходит со своего маршрута и не делает ошибок, принимая правильные решения.

Тезис 2. «У самой природы никаких проблем нет», все проблемы - глобальные, локальные и индивидуальные - возникают у человека по причине: 1) искажения, несоответствия, неадекватности - потери смыслов и выход за пределы «коридора возможностей». 2) фрагментарности знаний, субъективизма интерпретаций, антисистемных решений. 3) политкорректности, толерантности, компромисса при оценках и постановке проблем. Поэтому можно согласиться с утверждением, что «решение проблемы всегда находится внутри самой проблемы, если она правильно понята и сформулирована».

Тезис 3. «Современные проблемы существуют как следствие неэффективного управления процессами, где причиной является недооценка роли и места управления в общей системе факторов развития». Чтобы решить проблему как последствие ошибочного решения, нужно найти ее пространственно-временные координаты и проследить процесс развития: первопричина -> причина -> следствие -> последствия. Здесь любую проблему можно рассматривать как задачу, алгоритм решения которой пока не известен.

Тезис 4. «Набор фактов не есть представление о предмете – когда он понят,  то детали теряют важность – они могут быть забыты или заменены другими». В этом смысле модернизация, реформа или любое другое преобразование есть процесс приспособления системы к изменившимся условиям посредством перехода из ситуации «как есть» в ситуацию «как надо».  В сложившейся ситуации «как есть» любые локальные инновации и инициативы разобьются о стратегические проблемы развития, поэтому пожелание «быть конкретнее» является бесперспективным. С позиций истории в мире признается только власть идеи и власть проекта.

Тезис 5. «Тот, кто при анализе избегает крайностей, никогда не получит объективного синтеза». Представляется невозможным раскрыть какую-либо тему, обходя острые вопросы, так как именно в них заложена суть и алгоритм решения. В этом смысле модернизация есть приведение системы в состояние, способное создавать синергетические эффекты. Эту задачу можно решить только посредством применения принципов «Кибернетической теории», «Теории систем» и «Теории развития», где все происходит не постепенно и линейно, а турбулентно при общем ускорении. Синергия – это процесс усложнения форм и структур систем с целью побудить их к саморазвитию. Такой подход способен создать «Единую теорию управления», при помощи которой можно «связать все условия и вывести все из одного принципа».

Тезис 6. «О том, кто и как будет проводить модернизацию». Мировой опыт проведения модернизации это всегда план – мобилизационный проект, например: «Петровский проект» для царской России, «Сталинский проект» для Советского союза, «План Маршалла» для послевоенной Европы. Здесь кадры стабилизации и кадры развития – это разные архетипы управленцев. Если модернизацию будут осуществлять те же, кто проводил «ваучеризацию», «монетизицию» и «стабилизацию», то результат известен заранее – либералы первой волны растащат все то, что еще осталось в арсенале государства. Серьезных политических сил, способных осуществить модернизацию в России - нет. И слева, и справа, и в центре политического пространства оказались интернационалисты, возглавляемые формально назначенными политическими лидерами. Реального национального лидера в стране нет, но он может появиться в процессе обсуждения «Общественного договора между коренными народами России о взаимных гарантиях совместного развития» и реализации формулы: «Не спасем русских, не спасем Россию, не спасем Россию, не спасем мир» - кто другой может стать политической силой, способной выбросить на алтарь победы свою социальную энергию, за счет которой Россия всегда решала свои глобальные исторические проблемы - рабочий класс, крестьянство, интеллигенция, военные? Ни одна из этих социальных групп таких сил не имеет – они разобщены и дезорганизованы. В этом смысле будущее принадлежит новому классу интеллектуалов - экспертам, но не отраслевым специалистам, а экспертам, способным дать объективную оценку общественно-политическим и социально-экономическим проектам, которые предлагает национальная и мировая элита;  установить степень эффективности управления страной, ее экономикой и регионами. Эксперты – это элемент модели развития со встроенным интеллектом в рамках концепции «Экспертная власть». [3]

Тезис 7. «Об исторической миссии России», сформулировав которую можно ответить на вопрос «Зачем нужна модернизация?». В качестве примера можно предложить мнение некоторых религиозных экспертов, которые считают, что историческая миссия России состоит в том, чтобы «русский народ за счет нужды и страданий очищал мировую негативную энергию, которую вырабатывают другие страны, ведя греховный образ «потребительской» жизни, и отправлял одухотворенную энергию обратно…». Данная точка зрения имеет под собой и практическую реализацию – Россию за 20 лет уже превратили в мировую помойку, куда везут все то, что уже не нужно в странах Запада и Востока, что никак не совпадает с идеей «Россия - Третий Рим». Нет понимания того, что тотальная несправедливость в обществе порождает в людях зло и безысходность. Нет ответа на вопрос: «Что важнее для человека – спасти свою душу или спасти свое государство»? Учитывая все эти противоречия, было бы целесообразно обратиться к историческим прецедентам, описанным как маркировка циклов «транзитологии в русской истории». [4]

Тезис 8. «Все и всегда начинается с некого события - потрясения». Сигналом для начала процесса модернизации станет признание того факта, что война политических идеологий закончилась - диалог состоялся, компромиссы достигнуты. Теперь противостояние общественно-политических сил перешло в плоскость «экспертных войн» - борьбы интеллектуалов, которые призваны остановить процесс разрушения среды, где формируются истинные знания; соединить глобальное, локальное, индивидуальное и разработать новую модель будущего. Результатом этой войны станет люстрация ложных экономических теорий и политических учений -  им на смену придет новая синергетическая наука «политическая кибернетика», которая предлагает общий алгоритм решения проблем данного класса и уровня сложности.

Шаг 1. «Проверка имени» и «образа реальности». Надо всему давать правильные имена, так как только это позволит собрать воедино разобранную на части систему - проблему. Для этого необходимо проверить правильность сформулированной проблемы на предмет ее соответствия смыслам и терминам, которыми она описана; включить внутренние ресурсы модернизации: восстановить духовную связь элиты с титульными народами и сделать Россию национальным государством. Без этого смысл государственных документов всегда будет противоречить национальной идеи, целям и стратегии развития.

Шаг 2. «Поиск координат» - самоидентификация проблемы, без которой невозможно сделать прогноз и определить маршрут перехода от ситуации «как есть» к ситуации «как надо». Если проблема сформулирована в отрыве от наполняющих ее смыслов, то  «имя» проблемы нужно переформулировать.

Шаг 3. «Поиск нового образа - модели» осуществляется посредством использования известных технологий, эксклюзивных методов и интеграции технологий трех типов:  «know what», «know way», «know how».

Шаг 4. «Устранение препятствий». Здесь решение рассматривается как проект по устранению проблемы как препятствия, который должен иметь научное обоснование, общественно-политический смысл и экономическую целесообразность. Используя свои конкурентные преимущества, проект должен «победить» конкурентов и провести зачистку информационного пространства от ложных теорий, концепций, учений и их носителей.

Шаг 5. «Защита от «дурака» - выставляется с целью избежать повторного появления уже устраненных проблем в будущем. Метод «делать только так» – основан на принципах метода «Пазлы» - «у проблемы есть только одно правильное решение, все остальные варианты – это вынужденные решения». Метод содержит механизмы защиты от ошибок, которые работают по принципу: «процесс надо организовывать таким образом, чтобы он мог осуществляться одним единственным способом».

Построенные на основе перечисленных принципов модели позволяют одним решением устранить несколько разных проблем. Этим они отличаются от действующих моделей, которые создаются под решение только конкретных задач. В идеале такие модели способны решить сверхзадачу - не создавать искусственных проблем, которые возникают в результате ошибочных решений. Создавать и управлять такими моделями могут только люди с особыми знаниями и способностями, которых принято называть экспертами. Внедрение таких экспертов и моделей в практику управления государством, экономикой и регионами есть суть и смысл современной модернизации России.

Литература.

[1]. Абулмагд А.К., Ариспе Л., Ашрави Х. Преодолевая барьеры: Диалог между цивилизациями. Под редакцией С.П. Капицы. М.: Логос. 2002. 192 стр.

[2]. Кургинян С. «Медведев и развитие» // газета «Завтра» №№ 748-782.

[3]. Простов А.Ф. Политическая кибернетика: экспертная власть. //«Вопросы культурологии». № 6. 2008.

[4].  Простов А.Ф. «Субъективная интерпретация «планируемой истории» // «Национальные интересы». № 55. 2008. «Политическая кибернетика: транзитология в русской истории»//  «Национальные интересы». № 54. 2008. «Четвертый переходный период»//  «Национальные интересы» № 52. 2007.

Доклад опубликован в журнале «Национальные интересы» № 3 (52). 2010.

® Copyright © Простов А.Ф. All Rights Reserved. Публикуется на правах рукописи, все права сохранены, ссылки при перепечатке обязательны. Основные идеи,  новая наука, новый научный метод, модели, концепции, проекты и кейсы готовых решений автора опубликованы на сайте "Центр политической кибернетики":  www.politcyber.ru

 

Вы спрашивали, мы отвечаем

Задать вопрос вы сможете после регистрации

Подписчики: 1595

Регистрация/Вход

Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования Яндекс.Метрика