Центр политической кибернетики

«Набор фактов не есть представление о предмете – когда понятен смысл, то мелочи не имеют значения, их можно отбросить или набрать новые...»

 

Посещений: 235441

 

Простов Александр Федорович – экономист по МЭО, кандидат политических наук, член РАЕН, Сопредседатель НП «Национальный союз общественных экспертов», основатель школы «Интеллектуального выживания».

Доклад: «Статус открывает возможности: рынком разум не заменишь, Россию могут спасти только новые технологии управления».

Форум «Законодательные инициативы «Об инновационных муниципальных образованиях»,  Одинцово. 7 марта 2012 год.

Уважаемые коллеги, заявленная тема моего доклада «Экспертное сопровождение деятельности региональных правительств и органов местного самоуправления», поэтому позвольте сразу начать с экспертной оценки степени вероятности реализации данного законопроекта.

Экспертное мнение. Полностью поддерживая данную инициативу, вынужден признать, что перспектив у нее, как и у многих других серьезных проектов, очень мало, так как, по мнению большинства политиков, ученых, аналитиков и экспертов внутренние факторы, определяющие в стране ситуацию «как есть» определяются одной фразой: «Характер проводимых реформ в России оценивается как случайный набор хаотических идей, мер и действий, которые не выстраиваются в общую стратегию. По этой причине механизмы реализации всех благих намерений жестко заблокированы, так как ломают сложившуюся модель, технологию и механизмы управления экономикой, территориями и самим процессом развития. Поэтому, чтобы инициативы были реализованы, необходимо разработать и предложить Кремлю не отдельные улучшения, которые заведомо не вписываются в стратегию, а новую целостную модель управления и новую стратегию развития России.

Однако, чтобы построить новую Модель сначала нужно найти новый Метод и разработать новый Язык, который позволит описать эту модель и ее новое содержание. При этом новая модель должна быть привязана к трем координатам: всеобщие принципы и законы развития, мировой исторический опыт и особенности «цивилизационной матрицы России». Такие метод, язык, модель и стратегия развития разработаны в рамках науки «Политическая кибернетика». Но прежде, чем их изложить, хотелось бы ответить на ряд прозвучавших здесь вопросов.

Почему Россия не Китай. Все чаще сравнивают сложившуюся ситуацию в России с успехами Китая. Как могло получиться, что «старший брат», который учил «младшего брата» как нужно жить, вдруг оказался в хвосте мировых процессов. Почему у Китая получилось все - реформа, модернизация, перестройка, а у России ничего? Отвечаем: потому, что коммунистическая партия Китая после ссоры с Советским Союзом первым делом отказалась от пролетарского интернационализма. В результате КПСС больше нет, а КПК психологически готовит своих граждан к статусу мирового лидера. Если Россия, подчиняясь принципам теории монетаризма,  хранит свои финансовые резервы (в сумме двух годовых бюджетов) в ценных бумагах иностранных государств или тратит деньги на новые нефтегазовые трубы в Европу и Азию, то Китай, игнорируя мировое общественное мнение по всем политическим и правовым вопросам, строит новые производства и новые города. Если в Китае все провинции конкурируют друг с другом по одному показателю – росту уровня и качества жизни, то в России никто не конкурирует, а просто отчитываются по 337 показателям, которые оценивают эффективность работы губернаторов. Потому, что экономика Китая привязана к мировым экономическим циклам, а в России - к своему политическому графику.

В России до сих пор спорят, что важнее, бюрократические процедуры и узаконенная ложь статистики или реальное ощущение улучшений и заботы со стороны власти. Что эффективнее - управление через своих людей во всех органах власти или тотальная конкуренция по критерию эффективности управления. Что правильнее, заставить бюрократию внедрять инновации, лишив их старой и привычной кормушки, или найти лидеров, которые будут реально управлять страной, а не обеспечивать сохранение своей власти в условиях, когда Россия находится под угрозой внешнего управления.

Все эти «если» привели к тому, что только 10 субъектов Федерации являются донорами федерального бюджета, остальные – получают и живут на дотациях. Этим определяются все базовые отношения центра и регионов. При существующей системе и принципах налогообложения нет никаких перспектив самостоятельности и развития местного самоуправления, а значит и роста жизненного уровня населения. Особым негативным фактором здесь выступает урбанизация населения и «оголение» удаленных от центральных областных сельских районов – за 20 лет ликвидировано 20 тыс. деревень, теперь это уже происходит и  с малыми городами.

Чтобы исправить ситуацию, нужно исходить из того, что на самом деле существуют  две власти – власть верховная и власть народная. Поэтому ресурсы должны распределяться между ними в золотой пропорции: 62% должно оставаться внизу, а «верхи» и посредники делят между собой остальные 38%. Это относится и к распределению общенациональной собственности – 62% надо оставить органам местного самоуправления и государству, а 38% - передать в частные руки.

Однако в России и здесь все наоборот. Около 80% управленческих ресурсов находится в руках у власти и посредников-казнокрадов, а регионы нищие, у них нет ресурсов для развития. Вся система построена так: Центр со всех деньги собирает, а потом распределяет по принципу лояльности к власти. Поэтому местное самоуправление без социального понимания процесса вместо развития налоговой базы и увеличения рабочих мест превращается в потребителя налогов,  живет ожиданием дотаций, выживая на феодальных принципах, но с отрицанием федеральных законов. Отсюда иждивенческий подход, игнорирование потенциала территорий, где ожидаемый уровень самоокупаемости муниципалитетов не превышает 10 %. Это принудительно-распределительная экономика, где граждане России находятся под гнетом финансовых обязательств и поборов на нескольких уровнях: международном - за проигрыш в «холодной войне»; федеральные налоги; региональные налоги; административные «откаты»;  криминальные поборы.

Проблема состоит в том, что какая бы политическая партия не пришла к власти, стратегия развития, модель, технологии и механизмы управления останутся старыми, так как политическая элита новых не предлагает – достаточно ознакомиться с предвыборными программами кандидатов в Президенты России. Поэтому, чтобы реализовался обсуждаемый сегодня проект необходимо сделать его частью новой Модели и новой Стратегии развития.

Новые модель управления и стратегия развития. «Ноосферно - кибернетическая модель управления как основа новой стратегии развития России» разработана посредством нового комбинированного метода «Триалектика «3D», который  меняет все представления о методах научного исследования. На его же основе и авторской интерпретации понятий «политика» и «кибернетика» наполнена новым содержанием наука «Политическая кибернетика», объединяющая смысловое содержание других наук посредством авторской интерпретации понятия «эффективное управление», которое заменяет собой ранее принятые в политической науке точки отсчета в виде «отношения к собственности» марксизма или в виде «общечеловеческих ценностей» либерализма. Политическая кибернетика синтезирует ноосферное мышление с кибернетическими технологиями в интересах экологии природы, где с человека снимается «венец творения природы».

Здесь собраны в «Единую матрицу системных решений» все исторически сложившиеся представления идеального государства и общества; все мировые школы, методы, модели, виды управления и стратегии развития, включая разработанную по заказу ООН новую модель глобального управления «Сеть сетей». Матрица учитывает заявленные Всемирным Экономическим Форумом риски 21 века, где появилась новая глобальная элита  «Netoкратия», объявившая войну современному капитализму.  

Посредством нового «ноосферного» мировоззрения, инновационного Метода «3D», новой синергетической науки «Политическая кибернетика», «Единой матрицы системных решений» и с учетом исторически сложившейся «цивилизационной матрицы России», разработана новая сетевая модель управления жизнеспособным государством «Принципат», синтезирующая вертикально-горизонтальные кластерные сети в единую систему управления страной с использованием современных достижений науки и техники: «ГЛОНАСС», «Runet», «Госмастер» - электронное правительство» в режиме реального времени, без власти чиновников и коррупции.

Элементами «Принципат» являются социальные инновации, общественно-политические легитимные практики, интеллектуальные инициативы и концепции: «Проектно-целевое управление системами, процессами и ресурсами», «Экспертное управление проектами», «Социальная экспертиза как новая стратегия развития гражданского общества», «Русская модель реформы как экономическая основа новой стратегии развития», «Народная экономика», «Человеческий капитал», где интеллект, профессиональные навыки и способности граждан выступают как новое обеспечение национальной валюты и активов России.

Рекомендации:

1. Создать «Центр проектирования будущего», который проведет экспертизу всех инициатив, касающихся новой модели управления и новой стратегии развития России.

2. Скоординировать свои действия с разработчиками проектов на эту же тему. Например, с «Деловой Россией» - Виктор Зубарев, который передал в Кремль документы по внедрению в стране новых моделей управления крупными городами, аналогично проекту «Сколково».

3.  Если рассматривать муниципалитеты как экономические территории, то и критерии, по которым те или иные ОМСУ могут воспользоваться новыми полномочиями, должны быть экономическими: регионы – доноры и дотационные регионы. Одни умеют управлять эффективно, а другие – нет. Значит, одни получают право на самоуправление, а другие переходят под внешнее федеральное управление, так как не могут себя прокормить (бюджетный дефолт). Здесь экономический фактор переходит в юридическое право. Такой подход создает возможность использовать в рамках одной стратегии три разных режима работы новой модели управления в России.

Поскольку предложенный законопроект дает органам местного самоуправления новый статус и расширяет их возможности, то в качестве девиза проекта предлагается тезис: «Рынком разум не заменишь, поэтому Россию могут спасти только новые технологии управления». Кроме того, при таком названии законопроекта «Об инновационных муниципальных образованиях», целесообразно иметь набор соответствующих инноваций, поэтому предлагаем использовать разработанный «Школой интеллектуального выживания» проект «Интеллектуальный магазин», где представлены инновации в сфере интеллектуальной деятельности (знания, компетенции, сервисы и кейсы готовых решений).

® Copyright © Простов А.Ф. All Rights Reserved. Публикуется на правах рукописи, все права сохранены, ссылки при перепечатке обязательны. Основные идеи,  новая наука, новый научный метод, модели, концепции, проекты и кейсы готовых решений автора опубликованы на сайте "Центр политической кибернетики":  www.politcyber.ru

 

Вы спрашивали, мы отвечаем

Задать вопрос вы сможете после регистрации

Подписчики: 439

Регистрация/Вход

Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования Яндекс.Метрика