Центр политической кибернетики

«Набор фактов не есть представление о предмете – когда понятен смысл, то мелочи не имеют значения, их можно отбросить или набрать новые...»

 

Посещений: 469232

 

Простов Александр Федорович – экономист по МЭО, кандидат политических наук, член РАЕН, Сопредседатель НП «Национальный союз общественных экспертов».

    Доклад: «Концепция развития Сибири и Дальнего Востока: одна Россия – две экономики».

Круглый стол «Актуальные вопросы развития Сибири и Дальнего Востока в контексте предстоящих саммита АТЭС и Байкальского экономического форума» в Торгово-промышленной палате РФ 17 августа 2012 года.

Настоящим предлагается рассмотреть данную тему в трех аспектах и по трем критериям, которые определяются тремя факторами: историко-географический, политико-правовой и социально-экономический. Аспекты включают в себя: анализ развития мировой экономики, особенности мировых товарных рынков, оценку геополитических факторов, особенности географического положения региона. При этом учитываются природно-ресурсный потенциал, факторы сдерживания экономического развития региона, структура и размещение производственных сил региона, транспортная система и экономические связи Дальневосточного региона с Японией, КНДР, Республикой Корея, Китаем, США. Кроме того, в доклад включены результаты исследований, проведенных Академиком РАН Титаренко М.Л., опубликованные в монографии «Россия: безопасность через сотрудничество: восточноазиатский вектор», где изложена идея «нового Евразийства».

Историко-географический аспект. В процессе становления новой социально-экономической системы все большее значение приобретает природный фактор развития. В этом смысле исторически Россия прирастала не самыми лучшими землями, находящимися в экстремальных природных условиях, где осуществить воспроизводство жизни человека почти невозможно. Поэтому одной из проблем развития России является разновекторная направленность, которая определяется географической отдаленностью экономических центров Западной и Восточной частей страны друг от друга; где динамика становления рыночных отношений существенно дифференцирована. Однако до сих пор эта проблема в политике реформ не учитывается, а российским регионам отказывают в творческом поиске собственной модели развития. Центр продолжает политику преобразований по одной модели вне зависимости от исходного состояния экономики регионов и их готовности к рыночным преобразованиям. Поэтому предлагается решение данной проблемы посредством реализации принципа «одна Россия – два подхода». Принцип предусматривает применение двух разных правил при интеграции России в Азиатско-Тихоокеанский регион – «АТР» и в Европу, которые должны рассматриваться как разные рынки, по структуре ценообразования, налогообложения, по условиям использования ресурсов, степени интернационализации экономики, по вопросам миграции и инвестиций. Например, разность в уровне экспортных цен на лес, энергоресурсы, морепродукты. По мнению экспертов, такое однообразие подходов является серьезным методологическим просчетом реализуемой стратегии реформ.

Политико-правовой аспект. Некоторые политики предлагают вместо действующей Федеральной целевой программы  «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» в редакции Постановления Правительства РФ от 21 ноября 2007 года № 801, принять Федеральный закон «Стратегия комплексного демографического и социально-экономического развития регионов Сибири и Дальнего Востока на 50 лет». Реализацию этого закона предлагается передать «Государственной компании развития Сибири и Дальнего Востока». Однако смысл всех этих предложений сводится к привлечению в страну иностранных инвестиций любой ценой. Например,  предлагается осуществлять передачу права пользования недрами и лесными ресурсами без проведения предусмотренных действующим законодательством конкурсных процедур и упрощенный порядок приема иностранцев в гражданство России.

Оценка предложений Правительства РФ и инициатив местной власти по данному вопросу дается в статье Ростислава Антонова «Проданная Сибирь». Вывод автора: «коррупцию усиливать уже некуда, она на таком уровне, что живет своей собственной жизнью», поэтому выгоду в виде экспортной ренты, ренты от природных ресурсов и различных финансовых льгот получит только тот, в чьих руках окажется контроль над ресурсами. Эти предложения складываются в некоторую концепцию, которая отвечает интересам тех стран, которые де-факто являются метрополиями для колоний, но де-юре лишившиеся прямого доступа к их ресурсам. По их мнению, природные ресурсы не должны принадлежать суверенным государствам, а должны «служить всем». Например, неоднократно озвучивались тезисы о «несправедливости» принадлежности только России богатств Сибири. Поэтому чиновники от власти пытаются с наибольшей выгодой для себя сдать национальные природные ресурсы оптом глобальному потребителю чужих ресурсов.

Прослеживается цепочка от «Соглашения о разделе продукции» - скрытой сдаче наших недр оптом к «Европейской энергетической хартии» и ВТО. Теперь предлагается экономическое отделение региона от остальной страны с созданием на этой территории особых условий - отдельный налоговый, таможенный и прочие режимы, включая режим доступа к недрам.

Социально-экономический аспект. Во многих регионах условия формирования затрат, цен, спроса и предложения различаются и качественно, и количественно. Поэтому необходимо снять главное противоречие в регионе – несоответствие между богатыми ресурсами и огромными территориальными масштабами, с одной стороны, и малочисленностью населения и низким потребительским спросом, с другой стороны. Особый режим экономики в дальних регионах должен определяться исходя из условий, в которых они находятся с учетом фактора географической близости к другим странам.

Географическая отдаленность экономических центров западной и восточной частей России определяет соответствующее различие экономик Запада и стран АТР. Поэтому невозможно одними и теми же механизмами и способами одинаково успешно решать две разные задачи. Для региона необходимо создавать особые условия для реализации глобальных проектов, в которых реализуются стратегия «использования сравнительных преимуществ» и стратегия «создания максимальной взаимозависимости между странами АТР. Например, создание единого энергетического кольца и единой транспортной системы АТР – Европа; объединение научно-технического потенциала и совместная разработка природных ресурсов; создание собственной кредитно-финансовой системы для стран АТР.

Однако, реально выгодные национальные концепции власть не интересуют, потому что все стратегии для новых ресурсных регионов пишутся в Москве иностранными специалистами. Их концепция не имеет официального названия, но экспертное сообщество называет ее «концепцией ресурсного транзита». Согласно этой концепции в южной зоне Дальнего Востока строятся магистральные транспортные каналы для прокачки ресурсов из Сибири и северных районов на азиатские рынки. Южная зона Дальнего Востока превращается в логистический пояс, который обеспечивает эту прокачку природных ресурсов. Северная зона добывает природное сырье и передает его южным регионам для вывоза. Брошенные регионы быстро осваивают китайцы, которые за счет российского сырья за 20 лет перестроили свои глиняные деревни в современные города из стекла и бетона. По этой причине некоторые местные жители заявляют, что готовы «разгромить органы местного самоуправления и присоединиться к Китаю».

Вывод и рекомендации. Историческая практика показывает, что сам Запад не живет по тем правилам, которые навязывает другим странам. Сегодня созданы условия, при которых у них самые дешевые длинные деньги и высокие зарплаты, стимулирующие внутренний потребительский рынок. В России все наоборот – дорогие короткие деньги и низкая зарплата, поэтому внутренний потребительский рынок не развивается. Кроме того, Россия оказалась страной с самой низкой  капитализацией национальных активов в мире, поэтому здесь актуализируется тезис «Без капитализации нет развития». Пришло время заставить правительство извлекать выгоду из геополитического положения страны, а не участвовать в около научных дискуссиях по вопросу какая Россия – западная или восточная цивилизация. В этом смысле, чтобы создать инвестиционные условия для развития региона и страны в целом, нужно научиться управлять этими инвестициями как бизнес-процессами. Для этого необходимо:

1. Вернуть стране экономический суверенитет, отказавшись от использования Центробанком России технологий, заложенных в «Теории монетаризма» Фридмана М., признав его инструментом внешней экспансии, изготовленным на экспорт и предназначенным для закрепления господства ТНК в своих колониях. Данная модель не предназначена для повышения капитализации экономик суверенных государств, достижения инновационных целей и построения национальной «экономики знаний».

2. Потребовать от США немедленно отменить поправку Джексона-Вэника от 1974 года к Закону о торговле США, которая запрещает предоставлять России режим наибольшего благоприятствования в торговле, государственные кредиты и кредитные гарантии странам, а также предусматривает дискриминационные тарифы и сборы в отношении товаров, импортируемых в США.

3. Научиться управлять модернизацией, реформами и развитием посредством экспертного управления проектами и инвестициями. Для этого нужно ввести отраслевую норму прибыли, что позволит направлять инвестиции в нужные для развития страны и регионов отрасли и проекты.

4. Признать оффшоры вне закона, ликвидировать в стране 40%-ную теневую экономику, что снизит коррупцию, и перевести все расценки на почасовую оплату труда, рекомендуемую МОТ,  втрое увеличив минимальную зарплату.

5. Активнее участвовать в создании институтов управления мировой экономикой – формировать нужную для России глобальную «Повестку дня»,  которая определяет место и роль страны в мире. Например, выступить инициатором признания США страной банкротом и предложить мировому сообществу ввести внешнее со стороны ООН управление над Федеральной Резервной Системой США и НАТО, заставить Америку вернуть 15 трлн. долл. внешних долгов, сократить военные расходы и закрыть все военные базы.

6. Начать реализацию идей Ломоносова, заложенных в реформах Витте и Столыпина, создать по 11 часовым поясам Региональные Финансовые Центры и посредством «Российской Единой Биржевой Системы» запустить в оборот региональные и муниципальные активы.

7. Расселить крупные города и реализовать проект «Одноэтажная Россия», повсеместно построив родовые поместья. Посредством рационального расселения и размещения производств решить проблему масштабов территории России, превратив этот фактор в геополитическое преимущество.

8. Учитывать особенности освоения ресурсов северной Сибири и применять «вахтовый метод», используя временные трудовые ресурсы – гастербайтеров, освободив от них центральные районы и крупные города.

9. Отказаться от создания особых условий для чужих инвестиций, а использовать собственные, сопоставимые с ВВП страны (500 млрд. долл. – резервы и 500 млрд. долл. – частные капиталы, выведенные в оффшоры).

10. Учитывая признанный экономистами факт того, что глобальный кризис стал следствием неэффективного управления глобальными процессами. Это произошло по причине внедрения в практику западных теорий и концепций управления, которые характеризуются произволом, структурным несоответствием и терминологическим хаосом. Оказалось, что созданные на их основе стратегии, бизнес - модели и терминология слабо соотносятся с реальной политической практикой и более не удовлетворяют потребностям цивилизации.

Декларируемые мировыми правительствами цели все чаще не совпадают с реально решаемыми задачами; наблюдается нарушение последовательности при одновременном достижении разных целей по причине их несогласованности между собой, из-за чего организуемые процессы тормозят друг друга. Менеджеры, подготовленные по западным стандартам, оказались несостоятельными решать задачи нового уровня сложности - их научили принимать решения в рамках сложившейся ситуации «здесь и сейчас», поэтому полученные результаты не смогли сложиться в единое целое.

По мнению международных экспертов «нынешнее высшее управление на международном уровне не сможет справиться с потрясениями, которые ожидают мировую систему». При этом «история России хранит немало управленческих тайн, которые позволяли в безнадежных ситуациях одним решением устранять все накопленные проблемы».

Научно установлено, что все успешные модели управления на Западе имеют русское происхождение, а все модели, разоряющие Россию, завезены в страну извне (Недотко П.А.). Поэтому власти необходимо принять решение и восстановить в России «Русскую школу управления», так как отдельные успехи в виде мостов, новых зданий и «Ё-мобилей» не спасут экономику. Историей доказано, что «проблемы России могут быть решены только самой Россией посредством эффективного государственного управления по вертикали и реального самоуправления по горизонтали». В этом и заключается ответ на вопрос «Кто, как  и от чего будет спасать Россию, если под спасением подразумевается модернизация экономики и реформирование системы управления».

® Copyright © Простов А.Ф. All Rights Reserved. Публикуется на правах рукописи, все права сохранены, ссылки при перепечатке обязательны. Основные идеи,  новая наука, новый научный метод, модели, концепции, проекты и кейсы готовых решений автора опубликованы на сайте "Центр политической кибернетики":  www.politcyber.ru

Вы спрашивали, мы отвечаем

Задать вопрос вы сможете после регистрации

Подписчики: 1595

Регистрация/Вход

Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования Яндекс.Метрика