Центр политической кибернетики

«Набор фактов не есть представление о предмете – когда понятен смысл, то мелочи не имеют значения, их можно отбросить или набрать новые...»

 

Посещений: 469081

 

Простов Александр Федорович – экономист по МЭО, кандидат политических наук, член РАЕН, Сопредседатель НП «Национальный союз общественных экспертов».

Доклад: «Национальная идея как историческая постоянная». Фрагмент концепции «Безопасность через эффективное управление».

Международная конференция «Международное сотрудничество по вопросам безопасности», Москва. 1-2 октября 2013 год. 

Уважаемые господа, Вам предлагается ознакомиться с результатами проведенного исследования, которое рассматривает проблему безопасности с позиций эффективности управления процессами, системами и ресурсами. Исследование выполнено в формате  пособия по антикризисному управлению экономикой и обществом посредством социального прогнозирование будущего.

Объективность результатов подразумевает синтез знаний о предмете с разных точек зрения. Поэтому предложенная тема рассматривается с трех позиций: 1. Безопасность как явление, которое нужно понимать. 2. Безопасность как система, состоящая из определенного набора элементов, которые нужно перечислить и описать. 3. Безопасность как проблема, которую нужно решать как задачу, алгоритм решения которой пока неизвестен. Из всех известных видов безопасности были выбраны три: национальная, интеллектуальная и кадровая безопасность, которые выводятся из смыслообразующих понятий «национальная идея» и «национальные интересы».

Практикой доказано, что проблему можно решить, только понимая реальность, так как проблемы не появляются сами по себе - все возникает из необходимости поддерживать глобальное равновесие: убирается все лишнее, выравниваются искажения и несоответствия. В этом смысле, главной нерешенной проблемой современной России является отсутствие общепризнанной «Национальной идеи».

По поводу этой темы высказано множество различных предложений, которые носят характер домыслов, а не смыслов. При этом абсолютно понятно, что сама по  себе национальная идея является «точкой отсчета» – протосом, предтече человеческой деятельности с точки зрения смысла процесса самоорганизации. Поэтому, чтобы определить пространственно-временные координаты этой «точки», были использованы кибернетические принципы построения систем, в соответствии с которыми «модель системы всегда строится с конца»  - от  конечного результата (цели, идеи, смысла). Поэтому результат надо сформулировать как задачу, алгоритм решения которой пока неизвестен. В современном варианте эта задача формулируется как «достижение национальной безопасности и устойчивого развития». В этой связи надо найти ответы на  вопросы: «Что надо развивать?» «Что и от кого надо защищать?»

При анализе учитывались не только реально действующие внешние и внутренние факторы влияния, но и прогнозные оценки и модели, разработанные под эгидой ООН, Всемирного Экономического Форума, а также различные сценарии будущего, одним из которых является «Netoкратия - новая правящая элита и жизнь после капитализма». Основные проекты, прогнозы и сценарии по этой теме изложены в монографии «Конкуренция глобальных и локальных проектов будущего».

Часть 1. Текущая реальность определяется как мозаика нового и старого, где управление выступает как реальное исполнение информационного кода и детерминированной программы действий, которые устанавливаются  энергоинформационными матрицами ЕСО (естественной) или навязанными внешними факторами ИСО (искусственной) среды обитания. Человек изначально управляется и управляет собой и процессами, существующими вне его сознания и воли, поэтому эффективное управление - это  процесс установления справедливой меры (оптимальных пропорций) при распределении жизненной энергии (ресурсов и здоровья), пространства (территории и среды обитания) и времени (продолжительности жизни).

Можно предположить, что никакие новые парадигмы глобализации не могут повлиять на само понятие «безопасность» и связанную с ней  «национальную идею», но могут внести определенные коррективы в «национальные интересы» любого из признанного мировым сообществом государства. Кроме того, как показала практика, даже если глобализация и устраняет некоторые существующие проблемы, но при этом непременно создает новые риски. В этой связи возникает необходимость провести сравнительный анализ идей, предложенных международными экспертами как «Новая парадигма глобальных отношений», разработанной в рамках ООН, докладом «Глобальные риски 2011», подготовленного для Мирового Экономического Форума, с содержанием и смыслом «национальной идеи», поиск которой остается наиболее актуальной проблемой для современной России. Объективность и достоверность полученных результатов проверяется посредством их взаимного наложения на элементы кибернетической модели Стаффорда Бира, которые он назвал «пятью принципами для народа на пути к хорошему правительству».

Исторически доказано, что особенности каждого государства складываются из набора общих для всех факторов: географического, этнического, культурно-языкового, социально-экономического, религиозно-правового, политического и исторического. Каждый период развития порождает своеобразную комбинацию этих факторов, что приводит к появлению новых идей и научных открытий, порождающих новые угрозы. Таким образом, помимо исторически постоянно действующих и общих для всех источников угроз и рисков, существуют временные и специфические для каждой территории и народа факторы, влияющие на уровень их безопасности.

Перечень современных глобальных угроз опубликован в докладе ВЭФ «Глобальные риски 2011», на основании которых сделан вывод о том, что «нынешнее высшее управление на международном уровне не может справиться с потрясениями, которые ожидают мировую систему»

1. Постоянный рост разрыва в доходах внутри стран и между странами. 2. Слабость и неадекватность глобальных институтов. 3. Макроэкономические риски – макроэкономические дисбалансы, налогово-бюджетный кризис, необеспеченность социальных обязательств. 4. Теневая экономика, размеры которой превысили 1,3 трлн. долл.  5. Ресурсные ограничения роста – вода, продовольствие, энергия. 6. Пять рисков, за которыми нужно пристально наблюдать (кибер-безопасность, высокий прирост населения, отход от глобализации, ядерное и биологическое оружие).

Такая неутешительная реальность подтверждается официальными социально-экономическими данными: развитые страны мира с 15% населения потребляют 50% мирового ВВП. В США ВВП  на душу населения составляет 30 тыс. долл., а в отсталых странах, например в Мозамбике – 300 долл. При этом, за 50 лет этот разрыв удвоился и продолжает расти. По мнению международных экспертов, быстрый экономический рост мирового производства на существующей промышленной базе приведет к ресурсно-экологической катастрофе, так как ресурсы используются быстрее, чем возобновляются. Если население Китая и Индии активно включится в процесс роста потребления, то в мировой экономике наступить коллапс, так как чтобы поднять уровень потребления во всех странах до уровня потребления в США понадобится 2,5 территорий Земли.

Это научно доказывает, что все процессы в социуме определяются принципами и законами более высокого порядка, например, всеобщим «законом сохранения энергии» и земным законам, по которым функционирует «пищевая цепочка» накопления, оборота и распределения этой энергии. Здесь одни системы всегда выживают за счет энергии других, более слабых систем, чтобы иметь необходимый ресурс и успеть приспособиться к новым внешним условиям среды обитания. Вопрос заключается только в том, кто окажется на вершине, а кто внизу этой «пищевой цепочки». Ответ на этот вопрос скрывается в новой парадигме глобальных отношений.  

Часть 2. Анализ различных научных подходов к проблеме безопасности позволил выявить триединство понятий «Национальная идея», «Национальная безопасность» и «Патриотизм» как матрицу связей пяти признаков государственности. Здесь формулируются ответы на вопросы: «что и от кого защищать?» «зачем защищать?» «кто и как будет защищать?». Для этого используется «метод вторичного анализа статистических данных» без проведения новых или дополнительных социологических исследований. Например: В мае 2011 года ТВ - 5 канал Санкт-Петербурга «Открытая студия» провел опрос: «Патриотизм – это:  Условия выживания страны – 70% . Это очень личное – 19%. Это последнее прибежище негодяев – 11%. Здесь цифры говорят сами за себя – в стране проживает 11% антисистемных элементов, для которых Россия является только источником доходов.

Определив теоретически, что национальная идея неразрывно связана с проблемами национальной безопасности, патриотизма и устойчивого социально-экономического развития, возникает необходимость соединить их с другой проблемой - эффективностью управления государством, экономикой и социально-политическими процессами в обществе посредством «метода наложения троичных матриц»  содержания этих понятий.

Несмотря на навязанное мировому сообществу мнение о том, что в условиях глобализации национальные государства «постепенно отмирают», политическая практика показывает обратное - концепция безопасности любой страны понимается, в первую очередь, как концепция безопасности ее государственности и целостности. В этой связи, концепция должна представлять собой целостную терминологическую систему и соотноситься с понятиями, составляющими сущность  «признаков государственности»:

1) наличие своей собственной территории, обозначенной государственной границей;

2) наличие своего коренного населения, проживающего на этой территории;

3) наличие своего родного языка;

4) наличие своего права, составленного на основе менталитета народа и его традиций;

5) наличие своей законно избранной власти - системы правления и самоуправления.

Все остальные виды безопасности - экономическая, продовольственная, демографическая, военная, энергетическая - являются их составляющими. Посредством признаков государственности можно обозначить легитимность существования любой страны, а также установить какие характерные особенности имеет каждая из них. Таким образом, государственность как «национальная идея» всегда и для всех является «исторической постоянной». Она произрастает из необходимости однажды заселить и постоянно развивать и защищать свою территорию, свое население, свой язык, свое право и свою власть. В свою очередь «национальные интересы» - это «историческая переменная». Она произрастает из необходимости приспосабливаться к постоянно меняющимся внутренним и внешним обстоятельствам и условиям. Национальные интересы пропитывают и скрепляют признаки государственности, заставляя их взаимодействовать синхронно.

Среди национальных интересов ведущую роль играют экономические интересы, обеспечивающие физическое и биологическое выживание граждан. Экономические интересы регулируются правом, устанавливающим отношение к различным видам собственности и правил распределения общей национальной прибыли, включая эксплуатацию природных ресурсов, которые принадлежат всем гражданам страны. Таким образом, все эти понятия объединяются потребностью быть защищенными от внутренних и внешних угроз, что собственно и является «национальной безопасностью», составной частью которой является силовое решение проблем, алгоритм которого описан как «Военная доктрина государства».

Учитывая вышесказанное, «национальная идея» в авторской интерпретации реализуется посредством «политической кибернетики» управления страной, с использованием «государственной идеологии», на практике представляющей собой «модель государства всеобщей удовлетворенности», где реализуется идея «прямой демократии». Такой подход в виде проекта рассчитан на перспективу для тех, кто хочет жить в «жизнеспособном государстве». Построить такое государство можно только посредством «автономии», «самоорганизации» и «энтелехии», в соответствии с которой все существующие проблемы вызваны недостатками в управлении.

Автономия (греч. – самоисполнение закона) - в кибернетике означает, что система сама, исполняя принцип  гомеостаза, отвечает за регулирование процессов и распределение ресурсов - она сама знает, что и когда нужно делать. Поэтому фрагментарное внешнее управление системой всегда будет неэффективной.

Самоорганизация – это тот самый природный разум, действующий методами, которые до сих пор никто не понимает, так как здесь нет бухгалтерского счета прибылей и убытков. Здесь действует механизм, подбирающий нужные модели организации в смысле способности выживания и развития.

 «Энтелехия» (греч. - завершение, осуществленность) – в философии Аристотеля означает какую-либо возможность и выражает единство основных принципов бытия: формы, материи, причины и цели. Другими словами энтелехия - это внутренняя сила, которая заключает в себе цель, конечный результат и завершенность в индивидуально очерченном предмете – энергоинформационной матрице – сокращенно «Эним». В кибернетике это понятие используется для описания процесса, приводящего систему к исполнению цели. Энтелехия представляет собой собственный критерий управленческих действий – метастремление, где планы являются прямым воплощением намерений, а методы и средства достижения цели определяются заранее: «Цель должна соответствовать средствам ее достижения».

Алгоритм – это метод или механизм, который предписывает, каким образом достичь поставленной цели (навигатор). Управленец, как программист, пишет эти алгоритмы.

Автономия как самоорганизация + энтелехия + алгоритм достижения цели выступают для человечества как «смысл жизни»: «Познать замысел Творца и реализовать свою миссию – предназначение в соответствии с имеющимся у каждого, потенциалом и возможностью, «ибо кому многое дано, с того многое и спросится».

Часть 3. «Безопасность через эффективное управление». С точки зрения «Политической кибернетики», такая обусловленность определяет суть и смысл понятия «политика» как процесса управления реализацией ранее достигнутых договоренностей в виде предвыборных обещаний, которые после выборов превращаются в политические обязательства власти перед обществом. Другими словами «политика - это борьба социальных групп за власть с конкурентами посредством взятия на себя обязательств в виде определенных целей, понятных и привлекательных для большинства населения, и методов их достижения, а также за их исполнение при полном контроле  со стороны избирателей». При этом власть от суверена – каждого гражданина – передается политической элите не только на время, но и на определенных условиях. Если эти условия не выполняются, то правящая элита теряет легитимность и должна быть наказана в рамках действующего законодательства.

Однако беспринципная власть делает все, чтобы нарушить свои обязательства и уйти от ответственности. Например, стало известно, что суд Украины не признал вины Януковича за не исполнение своих предвыборных обещаний, так как они якобы носят агитационно-пропагандистский, а не договорно-правовой характер. Таким образом, суд разрешил политикам безнаказанно лгать и обманывать свое население на выборах. Ранее Президент РФ Б.Н. Ельцин публично обещал лечь на рельсы, если обманет и обманул…

На самом деле, в процессе политической борьбы должен формироваться свод договоренностей, который называют «Договором общественного согласия» внутри страны. В международных делах внешней политикой называют процесс выработки, исполнения и осуществления контроля над исполнением сторонами ранее достигнутых договоренностей в виде международных соглашений, имеющих приоритет над внутренним законодательством тех стран, которые под ним подписались. Любые другие толкования «политики» не выдерживают никакой критики, так как делают упор только на то, что политика – «это борьба за власть», в то время как политика – «это исполнение обязательств, принятых на себя в процессе борьбы за власть». Это примитивная подмена понятия, или непонимание его сути и смысла. 

Советская партийно-номенклатурная элита, унижая советских людей и подавляя их волю к борьбе за свои права, создавала наилучшие условия для проживания иностранцев посредством пятизвездочных отелей и магазинов «Березка». Этим власть потеряла доверие населения и, испугавшись, развалила Советский Союз по искусственно созданным границам Советских Республик ради национального суверенитета, а по факту – ради суверенитета «национальных» элит. Теперь якобы «обновленная власть» передает Россию и ее население в аренду ТНК и глобальным финансовым структурам. Например, в Еврейской автономной области граждане России объявили голодовку в знак протеста создания администрацией региона лучших условий для китайцев, чем для своих фермеров. Более того, в России появились зоны, где обслуживают только иностранцев. Самый доступный и быстро окупаемый бизнес передан в управление мигрантов, например, ларёчная, рыночная и розничная торговля –дискриминация и унижение собственного народа продолжается, только вместо советской «дружбы народов» используются ценности либерализма. 

Доля обычной заработной платы (живого труда) в конечной цене товара и ВВП России сопоставима с размером вывоза из страны капитала в виде теневых оффшорных доходов, дивидендов и возврата внешних долгов с процентами. Этим власть повторяет ошибки своих предшественников и теряет доверие граждан, особенно русского народа. Однако теперь они подготовили себе «отход» - возможность получить должность в международных организациях и уехать жить за границу. Такая стратегия самовыживания национальных элит называется «интеркарьеризмом», который навязал России «стратегическое одиночество» в условиях глобализации. Поэтому введение  понятия «интеркарьеризм» в политический оборот даст ответы на многие вопросы относительно современного государства и глобализма. 

«Безопасность посредством эффективного управления и самоуправления» включает в себя анализ критериев определения объектов, которым угрожает опасность и способов нейтрализации источников угроз с точки зрения  управления. В этом смысле, все современные проблемы в мире существуют как следствие неэффективного управления мировыми экономическими и политическими процессами. У этого следствия есть причина, которую можно сформулировать как духовное отчуждение интерэлиты от «антропного» и «экологического» принципов организации жизни. Чтобы объединить имеющиеся подходы и концепции большинства исследователей в области управления, предлагается классифицировать их идеи не только по «научным школам» Западная, Азиатская, Русская, но и по уровням и видам управления.

Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что политическое управление это процесс, обеспечивающий национально-государственную безопасность и устойчивое развитие посредством защиты своей государственности, суверенитета народа и суверенитета каждого гражданина. Поэтому, национальная идея проявляется как наличие у нации признаков государственности, и сопровождается изменяющимися во времени и в пространстве национальными интересами, которые все вместе требуют постоянной силовой, защиты от внутренних и внешних угроз. В этой связи, под влиянием всеобщего «закона сохранения энергии» и «пищевой цепочки» оборота энергии-вещества в природе, государство в рамках национальной идеи всегда и при любых условиях в первую очередь должно предпринимать меры для сохранения собственной жизни – жизни своих граждан. Это означает, что любые разговоры о целесообразности или о вынужденном  этническом замещении населения в России нарушают основы государственности - «наличие своего коренного населения, проживающего на этой территории» и уничтожают смысл самой национальной идеи. Такие действия являются государственным преступлением, которое квалифицируется как «измена Родине», не говоря уже о сознательном разжигании межнациональной розни между теми, кто замещает и кого замещают.

Часть 4. Как ученые, юристы и политики понимают «безопасность». Несоответствие национального права современным вызовам как угроза потери государственного суверенитета России. Лингвистический смысловой анализ.

Понятие безопасности, критерии безопасности, принципы обеспечения безопасности и ответы на вопросы: «безопасность кого, от чего и зачем» определены в документах: Конституция РФ. Энциклопедии и словари разного года выпуска. Законопроект № 408210-5 ФЗ «О безопасности» от 2010 года – разработанный Комитетом по обороне и безопасности Совета Федерации РФ. «Основы стратегического планирования обеспечения национальной безопасности РФ» - разработанные в 2006 году по распоряжению Секретаря Совета Безопасности РФ.

Конституция РФ – описывает все признаки государственности, однако они распылены, размыты по тексту второстепенными элементами и не образуют собой единую систему: Ст. 3 п.1 «Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ». Ст. 4 п.2. «Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ». Ст. 4 п.3. Россия обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Ст. 9 п.1 «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Ст. 10, 11 «Государственная власть». Ст.12 «Местное самоуправление». Ст. 68 «Государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык».

Безопасность – это отсутствие опасности, сохранность, надежность. Однако безопасность как отсутствие опасности даже теоретически смоделировать невозможно. Поэтому необходимо исходить из того, что «безопасность» представляет собой способность системы к адекватным действиям на реальные и возможные вызовы развития. Состояние безопасности определяется через ее отношения с реально существующими опасностями, которые делятся на три уровня: глобальный (мировой), локальный (национальный) и местный (личный).

Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов (вместо национальной идеи) личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера. Основными объектами безопасности являются: 1). Интересы личности – конституционные права и свободы, личная безопасность, повышение качества и уровня жизни, физическое, духовное и интеллектуальное развитие. 2). Интересы общества – упорядочение демократии, достижение мира и общественного согласия, повышение созидательной активности и духовное возрождение. 3). Интересы государства – конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность (только интересы).

Безопасность – это состояние, тенденции развития и условия жизнедеятельности социума, его структур, институтов и установлений, при которых обеспечивается сохранение их качественной определенности с объективно обусловленными инновациями в ней.

Безопасность – это состояние, при котором отсутствуют недопустимые риски (угрозы, вызовы), связанные с причинением вреда жизни или здоровью граждан, их идеалам и ценностям; интересам человека, общества и государства; имуществу и нематериальным активам, интеллектуальной собственности, окружающей среде и т.д.

Национальная безопасность – это понятие, которое характеризует защищенность всех систем жизнеобеспечения общества, человека и государства от внутренних и внешних угроз. Это способность противодействовать, своевременно адаптироваться к новым условиям развития, как в сфере окружающей среды, так и к закономерностям мирового и национального развития. Безопасность государства зависит от интеллектуального потенциала, умений и воли народа.

Нигде не говорится о национальной идее, которая необходима, чтобы включить внутренние ресурсы нации, восстановить духовную связь элиты с титульными народами и сделать Россию национальным государством. Без этого смысл государственных документов всегда будет противоречить национальной идеи, целям и стратегии развития.

Часть 5. Технология и точка сборки народов России. По мнению известного ученого С.Г. Кара-Мурза кризис, в котором находится Россия, вызван демонтажом системы внутренних межнациональных связей и их ядра - русского народа. Поэтому выход из кризиса возможен, если восстановить систему связей русских с другими народами России на платформе этнического или гражданского русского национализма и изменения политической системы.

С этой целью на основе полученных результатов исследования разработана, научно обоснована и проходит апробацию новая модель управления России «Принципат» или «Соборно-сетевая модель управления и самоуправления».

«Принципат» это создание в России «Модели прямого Президентского правления» муниципалитетами  (общинами) с использованием современных достижений науки и техники («ГЛОНАСС», «Runet» и «Госмастер» - электронное правительство). Модель позволит: отказаться от «ручного управления» страной; повысить общую эффективность государства; увеличить самоорганизацию и мобилизационную активность населения, уменьшить затраты на бюрократический аппарат; снизить до минимума коррупцию на всех уровнях управления; усилить геополитические позиции страны и суверенитет государства. Проект включает в себя разработку «Единой системы управления инфраструктурой (коммуникациями) России», в том числе: оптимальным размещением производительных сил; энергосистемой  транспортными и товарно-финансовыми потоками; кадровыми назначениями и обоснованным расселением граждан по территории России.

Принципат – это модель сетевого управления у древних, которую можно назвать «правильной державной организацией». Модель представляет собой «тактику посильного участия в управлении страной всего населения» через сложное сочетание полисно-республиканских и имперско-монархических элементов государственной системы управления. Несовершенство современной научно-политической терминологии не позволяет дать точное определение этому явлению в рамках формально-правовой оценки в виде термина или краткой формы.

На самом деле это синтетическая система политического дуализма – «диархия» – комбинация, которая создает «новое управленческое качество» и ограничивает «не правовую сторону власти». Это не структура управления, а его процесс. Его наследником может стать гражданское общество – сетевая система некриминальных лидеров – призванное обезопасить государство от застоя, порождаемого злоупотреблениями чиновников и бюрократизацией власти. Здесь не работает принцип: «Вертикаль власти и власть закона». Здесь нужна вертикальная спираль власти, сетевое самоуправление и тотальная система гражданского контроля над достижением и последствиями запланированного результата; нужна другая модель реального местного самоуправления, которая позволит оставлять налоги на местах, а не собирать всё в Москве, где скопилось 80% финансовых ресурсов страны. Соборно - сетевое управление как самоуправление через проявление прямого волеизъявления народа раскрывает несостоятельность известного тезиса: «Человечество не придумало ничего, лучше демократии» и его несоответствия самому смыслу национальной идеи.

Построенные на основе перечисленных принципов модели позволяют одним решением устранить несколько разных проблем. Этим они отличаются от действующих моделей, которые создаются под решение только конкретных задач. В идеале такие модели способны решить сверхзадачу - не создавать искусственных проблем, которые возникают в результате ошибочных решений. Создавать и управлять такими моделями могут только люди с особыми знаниями и способностями, которых принято называть экспертами. Внедрение таких экспертов и моделей в практику управления государством, экономикой и регионами есть суть и смысл современной модернизации России.

® Copyright © Простов А.Ф. All Rights Reserved. Публикуется на правах рукописи, все права сохранены, ссылки при перепечатке обязательны. Основные идеи,  новая наука, новый научный метод, модели, концепции, проекты и кейсы готовых решений автора опубликованы на сайте "Центр политической кибернетики":  www.politcyber.ru

Вы спрашивали, мы отвечаем

Задать вопрос вы сможете после регистрации

Подписчики: 1595

Регистрация/Вход

Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования Яндекс.Метрика