Центр политической кибернетики

«Набор фактов не есть представление о предмете – когда понятен смысл, то мелочи не имеют значения, их можно отбросить или набрать новые...»

 

Посещений: 250280

 

Простов Александр Федорович – экономист по МЭО, кандидат политических наук, член РАЕН, Сопредседатель НП «Национальный союз общественных экспертов».

 Доклад: «МИИС» - «Муниципальная инновационно-инвестиционная система» - модель  ускоренного развития трудовых ресурсов и территорий».

Международная научно-практическая конференция «Белгородская агломерация как субъект опережающего развития.. 26-27 февраля 2014 года.

Чтобы выжить в условиях глобальных изменений, необходимо повысить конкурентоспособность системы, в данном случае - города. Поэтому в соответствии с заявленной темой конференции, нужно рассмотреть само «опережающее развитие» через призму понятия «модернизация» (обновление) посредством раскрытия смыслов триединства  «реформирование» (новая форма), «реструктуризация» (новое содержание) и «реинжениринг» (новый источник развития формы и содержания), посредством которых формируется нужная реальность.

Однако, чтобы понять базовые факторы, определяющие контуры реальности, ее нужно смоделировать, описав новую систему управления и стратегию опережающего развития. Чтобы построить такую модель нужно сначала предложить соответствующий метод и разработать язык, который позволит описать эту модель в рамках междисциплинарной науки.

Для достижения опережающего развития необходимо провести полную перестройку организационной системы, которая начинается с новой идеи и формирования соответствующего мировоззрения у тех, кто этими вопросами намерен заниматься. Концептуально существует три варианта мировоззрения:

1. Человек – это равноценная часть природы, поэтому он должен жить по ее законам, стараясь познать эти законы. Это ведическое мировоззрение, где жизнь дана для сотворения, существовало изначально.

2. Человек – это раб божий, страдающий за свои грехи, которые он должен отмолить. Это религиозное мировоззрение, навязанное мировыми религиями как обоснование экспансии и инструмент для управления.

3. Человек – это хозяин природы, поэтому может брать от нее все, что захочет. Это материалистическое мировоззрение, навязанное атеистической наукой. Сегодня оно используется в виде глобального финансового управления.

Общеизвестно, что в реальной жизни все процессы развития циклично повторяются. Поэтому следующий этап развития мировоззрения легко прогнозируется – он будет таким же, как первый, но в новом научном изложении. Это мировоззрение нам известно как «Ноосферное учение». Здесь все выводы и предложения опираются на «Закон сохранения энергии» и вытекающий из него постулат: «Все есть управление системами посредством меры распределения в них энергии, где под энергией подразумевается единство вещества, энергии и информации». Эти новые методы познания реальности требуют появления объективного знания, которое способно решить проблему единства многообразия развернутых во времени и в пространстве процессов и явлений посредством «Единой энергоинформационной картины Мира». [1]

В этом смысле общественные науки переживают трансформацию от описательной науки к науке синтезированной, так как любое направление становится реальной наукой только тогда, когда оно опирается на принципы и методы естественных и точных наук. Ранее человек рассматривался как «венец творения природы», который на самом деле лишь копировал ее модели для использования в искусственной среде обитания. Теперь определилась новая цель – соединить человека с природой.

Однако, чтобы создать новые платформы для развития, гуманитарные знания должны соединиться с физикой, химией, биологией и математикой через лингвистику, кибернетику и синергетику, где объектом исследования остаются человек и социум, которые рассматриваются как системы, но изучаются гуманитарными науками. Решением этих проблем занимается «Политическая кибернетика», которая опирается на принцип триединства управления, информации и действия, достигаемого посредством нового научного метода «Триалектика 3D», где по-новому формулируются понятия «политика» и «кибернетика», что позволяет называть все происходящие события и процессы своими именами.

«Проектно - контрактная экономика» – это следующий этап развития глобального информационного общества и экономики знаний, где проект рассматривается как «иерархическая сеть контрактов, где все расписано как в юридическом контракте». Проектный подход в сочетании с матричным методом позволяет сформировать и устранить выявленные проблемы посредством формирования «Матрицы системных проблем» и «Матрицы системных решений». Проектно-контрактная экономика подразумевает замену прибыли как единственной в рыночной экономике цели на многообразие идей авторских проектов, где доминируют другие цели, главным образом удовлетворяющие запросы общества в духовно-нравственной и творческой сфере в интересах большинства населения. 

[2]

В рамках этой концепции силами «Союза независимых экспертов», «Международной академией инновационных социальных технологий» и «Центрального экономико-математического института РАН» разрабатывается проект «МИИС» - «Муниципальная интеллектуальная инвестиционная система» ускоренного развития трудовых ресурсов и территорий. «МИИС»  включает в себя каскад отраслевых, целевых и специальных проектов, позволяющих решать задачи любого уровня сложности, осуществлять социально-экономическое конструирование реальности, обозначая этапы перехода существующих потенциалов в реализованные возможности.  

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«МИИС» доказывает, что местное самоуправление – это главный и самый мощный не реализованный потенциал России, который раскроется, как только граждане почувствуют себя хозяевами, а не просителями.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«МИИС» является технологической платформой агломерации, на которой размещаются базовые элементы модели, одни из которых являются структурной константой, а другие – ситуационной переменной, составляющей суть конкурентных особенностей каждого региона. «МИИС» учитывает опыт уже реализуемой стратегии «БИИС» – «Белгородская инновационно-интеллектуальная система», которая позволяет «управлять настоящим с позиций будущего», где «проект является кирпичиком всей экономики». [3]

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«МИИС» является двигателем агломерации, который позволит выстроить производственные цепочки, способные производить добавленную стоимость и на их основе организовать эффективные бизнес-процессы, которые будут управляться посредством проектов, что позволяет объединить финансово-инвестиционные ресурсы всех частей территории в один промышленно-производственный и жилой комплекс «Экосистема».

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«МИИС» используется как инновационная модель пространственного развития региона, которая становится механизмом инновационного прорыва посредством территориального планирования для каждого района, что позволяет создать благоприятную среду обитания и достигнуть гармонии между человеком и природой: «Город для жизни», «Чистый город», «Умный город». «МИИС» используется как новая технология при реализации известных проектов: «Одноэтажная Россия», «Родовая усадьба» и «Новая деревня», которые базируются на концепции «Экополис». Участие в агломерации позволяет нарастить и использовать:

1. Научный потенциал в сфере управления, созданный другими участниками в формате методов, моделей, проектов, технологий и готовых решений. 2. Административные конкурентные преимущества в формате лоббирования интересов участников организаторами проекта. 3. Общественно-политические преимущества в формате придания своей деятельности более высокого федерального статуса. 4. Конкурентные экономические и коммерческие конкурентные преимущества в формате отложенного партнерского капитала на будущее. 5. Конкурентные профессиональные и карьерные преимущества посредством учебно-образовательной Программы «Интеллектуальное управление проектно-контрактной экономикой».

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Действуя активно, «МИИС» в своем развернутом состоянии приобретает «эффект магнита», то есть  естественным путем притягивает к себе все близлежащие системы за счет своего мощного ресурсного энергетического потенциала, фокусировки принципа триединства в управлении и технологий типа «знаю что», «знаю как», «знаю каким образом».   

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Предлагаемые проекты основываются на новых методах постановки проблем и способов их решения. Это позволяет сформулировать рекомендации по их использованию; предложить «Карту маршрута» перехода из ситуации «как есть» в ситуацию «как надо»; технологически выстроить систему «защиты от дурака» и сформировать новую «Повестку дня», куда включается единственно правильное решение: новая экономика страны должна характеризоваться дешевыми и длинными кредитами, рабочими местами и квалифицированным трудом; где регионы получают дешевые кредиты вместо дотаций, а граждане – высокую зарплату вместо пособий.

При решении кадровых вопросов «МИИС» использует учебно-образовательную программу «Когнитивное сознание в сфере управления проектно-экспертной деятельности», которая предлагает инновационные методы подготовки новой элиты и критерии оценки способностей людей, обладающих образно-логическим мышлением, которое является основным условием эффективного управления проектной экономикой. Здесь посредством «Матрицы профессиональной компетенции» и «Паспорта функциональных ресурсов человека» выстраиваются бизнес-процессы в триединстве агрегирующих технологий типа: «знаю что», «знаю как», «знаю каким образом». [4]

«Почему управление системами?».  Потому, что единство Мира представлено как «единая энергоинформационная система», где «все связано со всем, все управляемо, но при этом и само участвует в управлении». Поэтому в центр всех существующих проблем мы ставим «управление», которое может быть или эффективным, если соблюдаются всеобщие принципы и законы, или неэффективным, если они нарушаются. Здесь высшим уровнем управления является перевод системы управления в режим самоуправления. Поэтому проектно-контрактная экономика опирается на «кибернетические методы», которые позволяют «произвести интеграцию общего поля проблем, где для производства идей могут быть использованы знания из различных отраслей науки», где «превращение любых разрозненных явлений в систему повышает их эффективность на несколько порядков». 

[5]

Эффективным является управление, в результате которого объект управления переводится в режим самоуправления и самостоятельно решает задачи по мере их поступления. Эффективным самоуправлением считается способность системы производить синергетические эффекты и приобретать новые качества, необходимые для перехода на более высокий уровень развития. Эффективным управлением считается полученный результат, следствия и последствия которого благоприятны не только для самой системы, но и для окружающей его среды обитания. В этом смысле результаты мониторингового исследования мер, предпринимаемых властью с позиций эффективности управления процессами, системами и ресурсами, показывают ее истинные намерения в сфере повышения жизненного уровня граждан и «социального капитала».

«Социальный капитал», который является источником опережающего развития, состоит из социальных отношений, позволяющих индивидам получить доступ к чужим ресурсам, количества и качества этих ресурсов. Этот капитал представляет собой социальное пространство, состоящее из полей, главными из которых являются экономическое, политическое, культурное, которые борются между собой за расширение своих собственных границ. Каждое поле представляет собой соотношение сил, борющихся за более привилегированное положение на своем поле, за изменение или сохранение статус-кво. На каждом поле формируются свои правила игры. Позиция индивида на поле зависит от его способностей и размера социального капитала. Индивид окружает себя нужными связями, избавляясь от ненужных связей, минимизируя этим свои затраты и время. Через социальный капитал он приобретает доступ к другим ресурсам.  Чем больше у агента социального капитала (заслуги, репутация, связи), тем сильнее его влияние. Обладание конкретным капиталом определяет величину власти и позволяет менять власть в одном поле на власть в другом поле, в том числе посредством конвертации своего капитала. Он присутствует во всех типах общества и вместе с религиозным капиталом помогает социальным группам бороться за свое место в жизни

[6]

«Почему проекты?». Потому, что это единственная форма коллективных действий в рамках «Общего дела», которое и является основой жизни любой человеческой системы: семьи, общества, государства. Концепция «Проектно-целевое управление системами, процессами ресурсами», определяет проект как способ структурировать информационное пространство хаоса противоречивых идей и суждений, которые рождаются в потоке различных жизненных проблем как рефлексия на уже свершившиеся события или как интуитивное ощущение приближающихся проблем с целью сформулировать, смоделировать и спланировать желаемые события. Поэтому на всех уровнях администрирования, регулирования и координирования необходимо не только уметь использовать основные приемы и методы управления проектами с последующим анализом их эффективности, но и знать, как и когда их следует применять. Концепция включает в себя стандартные и инновационные методы работы с информацией, необходимой для принятия правильных и своевременных управленческих решений, в том числе при выборе и внедрении инноваций. Концепция рассматривает проект как энергоинформационную матрицу, при помощи которой реализуется стратегия развития. В некоторых случаях сам проект становится стратегией. Концепция определяет различия в понимании терминов «мероприятие, проект, программа».

«Мероприятие» - это одноразовое действие (акция или принятие мер), ограниченное в пространстве по времени и ресурсам для получения запланированного промежуточного результата (срок до одного года).

«Проект» (от лат. - брошенный вперед) – замысел, план, совокупность документов для создания чего – либо; научно обоснованная идея, позволяющая перейти из ситуации «как есть» к ситуации «как надо» посредством аккумулирования ресурсов и потенциалов участников проекта, реализуя их через систему связанных между собой мероприятий, с целью получить синергетический эффект. Эффект определяется результатом более значимым, чем результат, полученный как сумма всех мероприятий и приобретением новых качеств, которыми не обладали входящие в проект отдельные элементы  (срок до трех лет). Здесь проект – это стандартно оформленная идея, которая имеет научное обоснование, общественно-политический смысл и экономическую целесообразность, оформленные в виде «Паспорта проекта».

«Программа» (греч. - объявление, распоряжение) - это критерии, алгоритм и график распределения во времени и в пространстве ресурсов, выделенных на реализацию тематически связанных и/или несвязанных между собой проектов (срок от пяти лет). Программа как план деятельности (работ). Изложение основных положений и целей деятельности организации. Оптимизация и координация действий, концентрация и перераспределение ресурсов ради общих результатов. Программирование наряду с проектированием и планированием является одним из вариантов реализации требований прогнозирования. Если проектирование связано с процессом создания прообраза, а планирование – целенаправленное регулирование всех элементов развития, то программирование нацелено на решение  важных проблем и ставит управленческие задачи, разукрупнение проблем. 

[7]

Любой инновационный проект начинается с идеи, масштаб и качество которой определяет внутреннюю ценность автора идеи. Если человек захотел реализовать свою идею, он должен оформить ее как проект, что позволяет определить внешнюю потребительскую стоимость этой идеи, которая определяет уровень компетенции и рейтинговый статус автора в иерархии тех, кто занимается этой темой. Другой причиной появления проекта является необходимость решения конкретной проблемы. Проект начинается с формулировки идеи и цели: для чего он предназначен, в чем состоит решаемая проблема, что и как нужно сделать. Проект должен описывать текущее состояние дел в «ситуации как есть» и желаемый результат «ситуации как надо», а также технологию перехода из одного состояния в другое, с указанием условий, при которых он реализуем. Мониторинг тенденций  и процессов позволяет выявить отклонения от заданных параметров проекта.

Управление проектами - это процесс решения проектом определенных проблем в соответствии с бюджетом и техническим заданием. Оно позволяет оптимально распределить имеющиеся ресурсы, составить график выполнения работ; оценить риски и провести их идентификацию. Управление проектами включает в себя умение действовать в условиях неопределенности и риска. Здесь проблема - это задача, алгоритм решения которой пока не известен.

«Почему экспертное сопровождение?». Потому, что мыслей, желаний и идей много, они постоянно копируются, повторяются, масштабируются, но не все приносят общественную пользу, так как их авторы часто пренебрегают всеобщими принципами, которые являются матрицами законов определенного уровня и сфер их применения. Экспертиза нужна для того, чтобы определить актуальность, перспективу и степень реализуемости какой-либо инновации. Критерии оценки проекта: новизна, полезность, внедряемость, пригодность, преимущества, выживаемость идеи.

Концепция «Экспертное управление проектами» исходит из того, что экспертная деятельность является одной из самых высококвалифицированных, интеллектуально трудоемких и дорогостоящих услуг предоставления информации, оценивающей другую информацию относительно рисков неверно принятых решений. Экспертное знание формируется на базе общественного интеллекта и остается основным средством, которое способно помочь «здесь и сейчас» разрешить жизненно важные проблемы отдельно взятого человека, государства и мировой цивилизации в целом. Оно помогает оценить себя и ситуацию максимально быстро и адекватно; стать конкурентоспособным, эффективно действовать и принимать правильные решения.

Экспертиза определяется как исследование, истолкование и установление таких фактов и обстоятельств,  для  удостоверения  которых необходимы специальные познания. Экспертизы классифицируются по различным основаниям. Продуктом такой экспертизы являются образы и модели будущего, основными элементами которых выступают новые управленческие технологии. К данной сфере можно отнести экспертизу общественно-политических и социально-экономических проектов, целью которой является экспертная оценка объективности, эффективности и полезности принимаемых властью решений. [8]

Таким образом, обществу и власти предлагаются эффективные модели для разных уровней управления, где одновременно реализуются «реформирование» (новая форма), «модернизация» (новое содержание) и «реинжениринг» (новый источник развития), разработанные «Русской школой управления». Модели реализуются посредством внедрения в практику триединства концепций: «Проектно-целевое управление процессами, системами, ресурсами», «Экспертное управление проектами», «Социальная экспертиза и оценка объективности, эффективности и полезности принимаемых властью решений».

------------------------------------------------------------------------------------------------

«Русская школа управления» заменит насильно внедренный в страну западный менеджмент и его монетарный способ управления, что позволит провести процедуру дебюрократизации России в пользу местного самоуправления.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

В этом смысле «МИИС» является составной частью новой модели управления и стратегии развития «Принципат: соборно - сетевое управление в России» или как управлять страной без чиновников. Это сетевая модель управления и самоуправления, новая вертикаль, которая образуется сетевыми кластерами горизонтальных связей, где Президент управляет 24 тыс. муниципальных образований в режиме реального времени посредством новейших достижений науки и техники («ГЛОНАСС», «Runet»,  «Госмастер»). Модель позволит: отказаться от «ручного управления» страной; повысить общую эффективность государства; увеличить самоорганизацию и мобилизационную активность населения, уменьшить затраты на бюрократический аппарат; снизить до минимума коррупцию на всех уровнях власти; усилить геополитические позиции страны и суверенитет государства.

Модель «Принципат» включает в себя разработку «РЕБС» - «Российской Единой Биржевой Системы» с инвестиционными региональными Центрами и «Единой системой управления инфраструктурой России», в том числе: оптимальным размещением производительных сил; энергосистемами, транспортными, товарными и финансовыми потоками; доходами, кадровыми назначениями и обоснованным расселением граждан по территории России. В этом и заключается суть модернизации и реформирования социально-экономической системы в России с целью опережающего  развития, где реализуется принцип «перегнать не догоняя».

® Copyright © Простов А.Ф. All Rights Reserved. Публикуется на правах рукописи, все права сохранены, ссылки при перепечатке обязательны. Основные идеи,  новая наука, новый научный метод, модели, концепции, проекты и кейсы готовых решений автора опубликованы на сайте "Центр политической кибернетики":  www.politcyber.ru


[1] Простов А.Ф., Патрушев В.И., Алексеев Ю.В. Живой капитал как основа ноосферной концепции развития. Инновационные социальные технологии. М.: Optima-press. 2012. 142 с.

[2] Макаров В.Л. «Социальный кластеризм. Российский вызов». М.: Бизнес атлас. 2010. стр.197.

[3] Стенограмма выступления Губернатора Белгородской области Евгения Савченко на заседании областной Думы 30 марта 2011 года с ежегодным отчетом об итогах социально-экономического развития Белгородской области в 2010 году.

[4] Простов А.Ф., Сибгатулина Ф.Р., Каргин Н.Н. Social Cybernetics: «Матрица профессиональной компетенции в сфере высших социальных достижений: принципы коллективного успеха и формула индивидуального лидерства - наука, культура, политика, бизнес, спорт». М.: МИИТ.  2013. 170 с.  

[5] Ковалев В.И. Творчество как фактор социальной эволюции. М.: ИСПИ РАН. 2008. стр. 5.

[6]Бурдье Пьер. Социологическая энциклопедия: 2 т. М.: Национальный общественно-научный фонд. Семигин Г.Ю., Иванов В.Н., М.: Мысль. 2003. 863 с.

[7] Простов А.Ф., Недотко П.А., Сумина И.С. Конкуренция глобальных и локальных проектов будущего. М.: РАГС. 2008. 174 с.

[8] Простов А.Ф., Аксенов В.А., Алексеев Ю.В. Социальная экспертиза: новая стратегия развития гражданского общества. Минск: Вараксин. 2012. 96 с. 

Вы спрашивали, мы отвечаем

Задать вопрос вы сможете после регистрации

Подписчики: 481

Регистрация/Вход

Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования Яндекс.Метрика