Центр политической кибернетики

«Набор фактов не есть представление о предмете – когда понятен смысл, то мелочи не имеют значения, их можно отбросить или набрать новые...»

 

Посещений: 468241

 

 Простов Александр Федорович – экономист по МЭО, кандидат политических наук, член РАЕН,                                                                                                      Сопредседатель НП «Национальный союз общественных экспертов».

           Доклад: «Наука и образование: координаты, тенденции, прогнозы». 

Видеоролик доклада:   https://www.youtube.com/watch?v=u2EoXSaaJpQ&t=0s

Научно-практическая конференция «Наука и образование: система координат в современном мире». 24 мая 2016 года, организована Международным университетом профессиональных инноваций (МУПИ) и Московским институтом национальных и региональных отношений (МИНРО).

Уважаемые коллеги, исходя из заявленной форумом темы, я предлагаю обсудить систему из трех координат, которые определяют тенденции (вектор) и дают основания для соответствующих выводов и прогнозов по данной теме: кому предназначены знания; какие это знания; кто, как и где формирует стандарты этих знаний.

Координата №1. «Элитарность и общедоступность знаний». Либералы предлагают нам отказаться от принципов социального равенства и признать правильным, что для одних будет организовано индивидуальное элитное обучение, а для других – массовое дистанционное обучение типа ЕГЭ. Здесь достаточно процитировать монолог банкира Германа Грефа.

«Вы говорите страшные вещи – вы предлагаете передать власть в руки населения. Тысячелетиями эта проблема была ключевой в общественных дискуссиях и лучшие головы искали, но так и не нашли ответа (буддизм, конфуцианство)... Люди хотят быть счастливыми, они хотят реализовывать свои устремления, а способа реализовать все желания не существует…

Нужно работать, но не факт, что каждый получит эту работу, желаемую зарплату и будет удовлетворен от этого. При этом, если каждый человек  сможет напрямую участвовать в управлении, то что же мы науправляем… Для этого в обществе были созданы страты. Как только люди поймут основу своего «я» и самоидентифицируются, то управлять, то есть манипулировать ими, будет чрезвычайно тяжело... Люди не хотят быть манипулированными, когда имеют знания. Поэтому культура иудаизма скрывала Каббалу – «Науку жизни», которая три тысячи лет была тайным учением. Они понимали, что такое снять пелену с глаз миллионов людей и сделать их самодостаточными. Как тогда управлять ими?...

Любое массовое управление подразумевает элемент манипуляции. Как жить, как управлять таким обществом, где все имеют равный доступ к информации; где все имеют возможность напрямую получать и судить не препарированную информацию через обученных правительствами аналитиков, политиков и СМИ, которые как бы независимые, а на самом деле заняты построением и сохранением страт (социальные иерархии)? Как в таком обществе жить? Поэтому вы не понимаете, что вы говорите...». [1]

Основываясь на этих постулатах, Греф делает новое заявление: «Всем нам нужно задуматься о своих детях и стараться создать другую систему образования потому, что сейчас мы имеем старую систему, которая абсолютно неконкурентоспособна.… Необходимо менять методики обучения учителей и детей, взяв в качестве примера Финляндию. Для этого группа ученых из Российской академии наук и Высшей школы экономики при участии Сбербанка приступает к разработкам новых методик обучения учителей и детей, взяв за образец финскую систему. Новые стандарты образования в России нужно вводить, копируя Финляндию, так как я пока нигде не встречал такого подробного образовательного стандарта. Вместе с учителями и детьми нужно менять самих родителей, тогда изменится и общество в целом. Основной приоритет - это социальная концепция образования родителей, потому что никак не изменить школу без того, чтобы изменить семью и понимание семьи. Когда происходит сдвиг этих двух составляющих, тогда очень быстро начинает меняться общество... а кому не повезло, тому надо заниматься self-education (самообразованием )». [2]

Видимо Греф не знает, что ученые западных стран бьют тревогу, так как после долговременного роста у населения начал снижаться средний показатель IQ. Так проведенные Хельсинкским университетом исследования показали, что снижение уровня интеллекта наблюдается почти во всех Северных странах, Австралии, Великобритании, США и Голландии. Исследование показало, что средний показатель IQ в Финляндии не растет с 1997 года, тогда как ранее происходило повышение коэффициента интеллекта на Западе за счет улучшения питания, а заодно рос уровень образования и здравоохранения.  Резко снизилось число гениев. Эффект Флинна больше не работает и IQ не имеет смысла. Уровень интеллекта в мире резко падает. Главная причина - нарастающий поток информации.[3]

Кроме того, Греф не учитывает более важные причины падения качества образования в России. Так во всех технических вузах сложилась катастрофическая ситуация: устаревшая научно-техническая база, ветхие учебные корпуса, аварийное состояние аудиторий и лабораторий, низкий уровень оплаты труда преподавателей и сотрудников, падение их квалификации. Пенсии ученых едва хватает на пропитание, лекарства и оплату коммунальных услуг. В последнее время из-за нехватки финансов не организуются научные экспедиции, поэтому ученые вынуждены использовать результаты наблюдений тридцатилетней давности. Экспериментальное оборудование физически и морально устарело. Высококвалифицированные кадры с большим опытом управления оказались изолированными от управления вузом. Принудительная замена ректорского корпуса не привела к повышению уровня образования, которому министерские чиновники придумали новое название «качество образования». Необоснованное внедрение двухуровневой системы обучения в вузах, которая только добавила хаос в организацию системы образования.[4]

Вывод: таким образом, навязанный элитаризм в образовании подтверждает справедливость тезиса о том, что «будущее есть не для всех, а конкурентную борьбу выиграет тот, кто, понимая реальность, окажется наиболее подготовленным к новым условиям». Поэтому элитаризм в образовании становится фактором, определяющим содержание знаний, что является второй координатой в предложенной системе, где «не всякая информация является знаниями, и не все знания являются объективными, нужными и полезными».

Координата №2. «Фрагментарность и целостность знаний». Современная цивилизация построила глобальное информационное общество, где действует принцип: «или ты управляешь информацией, или информация управляет тобой». Чтобы применить этот тезис на практике, необходимо четко представлять себе сферу образования исходя из ситуации «как есть» и технологии перехода в ситуацию «как надо».

В рамках проведенного исследования, которое включало в себя мониторинг, анализ, оценку и прогноз факторов влияния на развитие рынка образовательных услуг во взаимодействии с мировым рынком труда, были определены приоритеты, аналогичные факторам, которые действуют на других рынках товаров и услуг. С этой целью были синтезированы результаты исследований по вопросу структуры и качества содержания знаний на предмет их объективности, достоверности и полезности. Результаты проведенного анализа показали, что общество захлестнул поток неструктурированной и искаженной информации.[5]  

Оказалось, что сегодня в различных структурах трудится сотни тысяч человек, которые связывают свою деятельность с информационно-аналитическими задачами, но при этом многие из них не имеют специального образования. Все используемые методики подготовки кадров для аналитических структур оказались преимущественно устаревшими, а их прямое копирование в национальные школы дало отрицательный результат и препятствует их развитию. По мнению экспертов «тот контингент, который сейчас готовится, выходит из вуза, из аспирантуры с деформированным знанием - они знают не то, что нам сейчас надо». Менеджеры, подготовленные по западным стандартам, оказались несостоятельными решать задачи нового уровня сложности, а «нынешнее высшее управление на международном уровне не сможет справиться с потрясениями, которые ожидают мировую систему». Поэтому форма и содержание современных знаний должны соответствовать уровню сложности востребованных  рынком труда профессий - нужно понимать, что «рынком разум не заменишь». [6]

На этом фоне продолжается процесс узкой специализации, который довел ситуацию до абсурда – люди разных профессий перестают понимать друг друга, используя одни и те же понятия, но наполняя их разными смыслами или придумывая новые термины со старыми смыслами. Это привело к потере понимания общего вектора развития, к дефициту новых прогрессивных идей и довело ситуацию до конфликта на всех уровнях. Особенно это проявляется в мировоззрении нового поколения, которое больше стремится к потреблению, а не к созиданию, находясь под воздействием ложного представления о праве и свободе выбора потребителя. Это вызвало не только крах глобальной экономической и политической модели, но и системы мышления, ценностей и представлений, которые ранее считались бесспорными. Это привело к тому, что современное общество дезориентировано ложными, устаревшими и ненужными знаниями, а профессиональные знания оказались не востребованными, из-за чего были разрушены социально-психологические особенности студенчества.

Так отказавшись от идей коммунизма, представители общественных наук в России перестали быть экспертами сначала для мирового сообщества, а потом и для российской власти, политиков и бизнеса. Собственного направления у общественной науки нет – ее заменяют работы иностранных исследователей, которые изучаются, переводятся, преподаются и цитируются. Если раньше допускались ложь и лицемерие ради спокойствия большинства, то теперь ложь и лицемерие используются для защиты интересов меньшинства. В результате слабости общественных наук, например, в Японии предлагают отказаться от них как от научных дисциплин; в России поднимают вопрос о том, чтобы отменить ученые степени для тех, кто занимается гуманитарными науками. Философию уже не считают наукой; мировая история все больше становится похожа на литературное творчество; социология превратилась в маркетинговые исследования, а юристы и финансисты придумывают криминальные схемы, чтобы собирать с граждан деньги по максимуму, а платить им по минимуму. 

Не лучше обстоят дела и в национальной науке, где наблюдается подмена научных методов познания субъективной интерпретацией научных знаний. Поэтому сегодня общественные науки характеризуются структурным несоответствием и терминологическим хаосом, а созданные на их основе подходы и терминология слабо соотносятся с реальной практикой и более не удовлетворяют потребностям общества. Результатом этого явился коррупционный скандал в ВАК, аннулирование 15 тыс. диссертаций, роспуск диссертационных советов и увольнение нескольких ректоров вузов.  

Так академик Гвишиани Д.М., критикуя европейские и американские концепции организации и управления, утверждал, что они «топчутся на месте» и представляют собой «перепевы идей, которые высказывались десятки лет назад», а их модели управления затрагивают лишь «наименее существенные аспекты деятельности менеджеров». Основным дефектом в западных теориях организации и управления является «упрощенное и одностороннее представление о природе и мотивах человеческого поведения в обществе. У них человек ленив, эгоистичен, предрасположен к ошибкам, не умеет судить здраво и, к тому же, нечестен». Профессиональные управленцы «прячутся в убежищах крупных корпораций и не выдерживают никакой проверки, если расширить сферу их приложения». [7]

От всего этого возникает «Эффект Даннинга-Крюгера», когда «люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы и принимают неудачные решения, но не способны осознавать свои ошибки в силу своего низкого уровня квалификации». По этой причине многие российские ученые-практики пришли к выводу, что менеджмент вообще не является наукой, а лишь узкой профессиональной площадкой для обмена опытом между специалистами на своем жаргоне, который не имеет ничего общего с научной терминологией. В отличие от науки управления, предложенный нам западный менеджмент использует термины без достаточной теоретической обоснованности с максимальным приближением их к образному восприятию. «Строить на основе такого подхода, «здание» знаний опасно, а проводить научные исследования – неприемлемо». В этом смысле подтверждаются выводы прозвучавшего сегодня на форуме исследования о слабом влиянии научной литературы и патентов на разработку инноваций и изобретений. На первом месте оказался фактор профессиональных навыков, то есть практический опыт, который и составляет основу любого теоретического знания.

Вывод: таким образом, навязанный элитаризм в образовании и фрагментарность знаний становятся факторами, определяющими третью координату в предложенной системе, где  «если вам что-то нужно, то вы получите это максимально дорого».

Координата №3. «Коммерческая меркантильность и социальная функция знаний». По мнению многих экспертов, российские чиновники делают все для того, чтобы убедить население, что государство является неэффективным собственником с целью передать управление экономикой в частные руки, при этом новыми собственниками они видят себя. Более того, эти цели распространяются и на социальные сферы здравоохранения и образования – их хотят перевести на рельсы коммерции. В рамках этого тренда ярко проявляют себя инициативы Министерства образования и науки. Например, анкета для учащихся, где на 30 страницах сформулированы вопросы по персональным данным их семьи. Анкета якобы имеет своей целью определить стоимость обучения ребенка для того, чтобы узнать, какие семьи нуждаются в точечной поддержке.

Другая цель анкеты – это определить тип семьи посредством оценки ее материального положения, чтобы найти зависимость успеваемости учащихся от финансового положения семьи. На самом деле, цель опроса состоит в том, чтобы знать финансовые возможности семьи платить за дополнительные услуги и убедить родителей не тратить деньги на покупку автомобилей, стиральных машин и мобильных телефонов, а все средства вкладывать в образование детей. Ситуацию ухудшает навязанная России «ювенальная юстиция», внедряемая в сознание и практику, которая усиливает проблемы семейных отношений.

Таким образом, в сфере образования наблюдается педагогическая растерянность. По мнению экспертов, за последние годы в стране утвердилась манипулятивная педагогика, предопределяющая доминирование учителя, подчинение ему воли ученика и манипулирование родителями. Помимо навязанной системы репетиторства и платных услуг за различные кружки, особую тревогу вызывает сама организация проведения ЕГЭ, которая больше похожа на проведение антитеррористической операции. Тотальное видеонаблюдение, специальные «глушилки» мобильных телефонов, металлоискатели и паспортный контроль на входе, обыски и сопровождение детей в туалет. При этом сами педагоги часто игнорируют и подменяют свои обязанности, что является главной причиной утомляемости, стрессов, неуспеваемости и заболеваний детей.

С точки зрения оценок и рекомендаций можно сказать, что на самом деле, все нужно делать наоборот этим тенденциям: отказаться от элитарного образования и вернуться к всеобщему равноправному образованию; сделать знания целостными и разносторонними; признать сферу образования свободной от коррупции и коммерции. Сделать процесс образования комфортным для учеников и родителей, а не для чиновников. Убрать все чрезмерные строгости из процесса сдачи экзаменов, включив режим максимального доверия ко всем его участникам. 

При этом нужно учитывать тот факт, что проблемы России находятся в прямой связи с глобальными процессами, где все чаще проявляются технологии глобального социального мошенничества, которые коснулись и образования. События последних лет показывают, что делается попытка оглупления мирового сообщества, что особенно проявляется в официальных заявлениях властей и политических ток-шоу, где участники манипулируют своим «кладбищем фактов», формируя мозаичное представление о процессах, явлениях и событиях с целью скрыть истинные намерения инициаторов глобальных проектов будущего. Так, проект «TISA» - «Trade In Services Agreement» («Соглашение о торговле услугами»), который якобы предназначен для унификации и доступности социальных, в том числе образовательных, услуг для населения всех стран. Сначала разработку  учебно-образовательных программ передадут по грантам НКО, а потом ТНК. Уже сейчас Дмитрий Медведев предлагает расширить в России прослойку иностранных преподавателей в вузах, а в некоторых странах проводятся эксперименты по замене преподавателей роботами.

Проект появился потому, что в развитых странах доля «сервисов» в ВВП выросла до 80%, и чтобы расширить свои  рынки сбыта, возникла идея заменить социальные функции национальных государств, в том числе в образовании, на глобальные частные сервисы. Эта идея была оформлена как глобальное соглашение, которое представляет собой политический проект коалиции индустриальных услуг США - «CSI», лоббирующая интересы американских корпораций.

Проект ставит своей целью не только ослабить контроль государств на финансовых рынках, но и претендует на то, чтобы уничтожить в суверенных странах связь времен и поколений, перекодировать народы на чуждые смыслы и переподчинить их своей воле. Проект обсуждается втайне и вне рамок ВТО, чтобы создать привилегии для богатых стран и мировых корпораций. TISA достраивает стратегическую троицу договоров о партнерстве «TPP - TISA – TTIP», призванную сформировать новый мировой порядок под управлением США, при этом необходимо знать, что «американцы всегда принимают правильные решения, но только после того как они попробовали все остальные»…

Завершающим штрихом в новой модели глобального образования является форсайт-проект «Детство 2030», разработанный ЮНИСЕФ. Разработчики проекта утверждают, что  традиционная семья и школа безнадежно устарели и больше не должны заниматься воспитанием и образованием детей. Сначалаособые права получат Уполномоченные по правам детей, которые могут забирать учеников с уроков, чтобы разъяснять детям их права: как их угнетают родители и учителя, заставляя застилать свою кровать, мыть посуду, готовить уроки и как подать на них за это в суд.  На втором этапе все без исключения«невежественные родители» должны пройти обучение и получить специальный документ, дающий им право на воспитание собственных детей. И за все это нужно платить.

На третьем этапе упраздняются традиционные школьные предметы, а дети переводятся «в разнообразные воспитательные сообщества» и «в города, дружественные детям». Это многокилометровые территории (резервации), вход на которые родителям запрещен, а воспитание детей передаетсяметодологам и стейкхолдерам, которые получают неограниченную власть над детьми и право насильно изменять их сознание и психику. Детей из семей предполагается изымать посредством ювенальных технологий. Теперь школы и вузы станут не нужны, так как информацию будут закачивать непосредственно на кору головного мозга ребенка, используя специальные чипы. Теперь достаточно того, чтобы ребенок овладел компьютером и был юридически грамотным, больше ничего ему знать не положено. Поэтому  то, что кажется сейчас фантастической утопией, к 2030 году может стать страшной реальностью. [8]

[8]

Все вышесказанное позволяет утверждать, что конкурентоспособность страны может быть обеспечена только формированием новой национальной научной школы, которая создаст нужные управленческие инновации. России нужен суверенитет: интеллектуальный, экономический, финансовый, технологический, кадровый. В этой связи, чтобы провести в стране правильные преобразования, нужна новая наука, которая исследует взаимодействие систем, построенных на разных основаниях, наука, способная объединить знания всех существующих 1200 наук, а также предложить общую терминологию и методы, способные подвести под один знаменатель все существующие проблемы.

В заключении можно сослаться на позицию Президента России В.В. Путина относительно данной темы и участия институтов в российском образовании, озвученную на заседании «Форума действий»: «У нас ведь воспитанием не только дошкольным, но и школьным занимаются все, кто угодно - фонды какие-то иностранные лезут, кого-то финансируют... Это чрезвычайно опасная вещь... Мы, безусловно, должны быть открыты и миру, и всему новому, чтобы двигаться вперед, но мы ни в коем случае не должны забывать про наши культурные корни, про наши традиции»... [9]

Вывод: этим нужно признать, что конкурентоспособность любого учебного заведения может быть обеспечена только интеллектуальной новизной в формате разработки нового научного направления, собственной научной школы и новых, более эффективных методов передачи знаний.

® Copyright © Простов А.Ф. All Rights Reserved. Публикуется на правах рукописи, все права сохранены, ссылки при перепечатке обязательны. Основные идеи,  новая наука, новый научный метод, модели, концепции, проекты и кейсы готовых решений автора опубликованы на сайте "Центр политической кибернетики":  www.politcyber.ru


[1] Ежегодный Санкт-Петербургский международный экономический форум 2012 года. http://www.immigrant-press.ru/2012/06/grefu-vkololi-syivorotku-pravdyi-narod-rossii-uznal-hod-myisli-vlasti/

[2] Греф Герман. Выступление в «Сколково».

 http://ria.ru/society/20160521/1437521269.html

[3] Маркус Йокела. IQ не имеет смысла: почему ум нельзя измерить.

  http://www.ecolife.ru/zdorove/36484/

[4] Карпенков С.Х. Кризис науки и образования. 

http://prostov.viperson.ru/articles/krizis-nauki-i-obrazovaniya

[5]Простов А.Ф., Сибгатулина Ф.Р., Каргин Н.Н. Social Cybernetics: «Матрица профессиональной компетенции в сфере высших социальных достижений: принципы коллективного успеха и формула индивидуального лидерства - наука, культура, политика, бизнес, спорт». М.: МИИТ.  2013. 170 с. 

[6] Материалы «Первого методологического Форума: «Методология и развитие аналитики в России». Общественная палата РФ, 24-26 ноября 2014 года.

[7]  Гвишиани Д.М. Организация и управление.  М.: МГТУ им. Баумана, 1998. стр. 94,127

[8] Форсайт-проект «Детство 2030»

http://via-midgard.info/blogs/8637-forsajt-proekt-detstvo-2030.html

[9] Путин В.В. «Форум действий. Регионы». http://tass.ru/obschestvo/3237275

 

Вы спрашивали, мы отвечаем

Задать вопрос вы сможете после регистрации

Подписчики: 1595

Регистрация/Вход

Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования Яндекс.Метрика