Центр политической кибернетики

«Набор фактов не есть представление о предмете – когда понятен смысл, то мелочи не имеют значения, их можно отбросить или набрать новые...»

 

Посещений: 469077

 

Простов А.Ф. – политолог, кандидат политических наук

Яновский Р.Г. – член-корреспондент РАН, доктор философских наук

«Социально-политическая трансформация славянского мира».                                                                                                                                                                                                                (Культурологический аспект)

 - Статья опубликована в журнале. «Вопросы культурологи» № 4.  2006.

 «Счастье не есть награда за хороший поступок, но сам этот поступок».  (Станое Брайович)

Все чаще приходится задумываться о реальности внешнего мира, где самым страшным является то, что мир утопает во лжи, а самой «обесцененной ценностью» становится «человеческая жизнь и мысль».[1]

Решить эту проблему может только гуманизм в социологии – науке о живых людях и народах, которые делают свою историю, опираясь на мотивы своих национальных побуждений и национальное достоинство, которые вдохновляют людей на творческое созидание. Личное отношение ученого к предмету своего исследования, невольно делает его гражданином и патриотом своей страны.

Патриотизм в социологии – это новый взгляд на старые проблемы, это новый вектор в направлении к «очеловечиванию» социологии, которая с годами все более становится статистической наукой, анализирующей жизнь людей посредством математических таблиц и формул. Поэтому есть необходимость сформулировать новую научную задачу: «Очеловечить социологию посредством осмысления жизни выдающихся людей, с которых молодому поколению можно было бы «лепить» свою собственную жизнь». [2]

В истории российской науки и искусства немало иностранных имен людей, которые связали свою жизнь и работу с Россией и русским народом. Одним из них является наш соотечественник и современник Станое Брайович. Он родился в 1922 году в городе Даниловград (Черногория). С восемнадцати лет Брайович участвовал в борьбе за освобождение Югославии от фашизма, был трижды ранен, награжден орденами и медалями, прошел путь от рядового до политического комиссара дивизии, почетный гражданин города Рудо (бывшая Югославия). Член коммунистической партии Югославии с 1939 года.

За несогласие с политикой Тито И.Б. подвергся репрессиям и находился семь лет в концлагерях Югославии. В 1960 году Брайович переехал в СССР. В 1965 году окончил философский факультет МГУ. Работал в Институте философии РАН, долгое время преподавал на философском факультете МГУ, в Университете Дружбы народов и в Московском финансово-экономическом институте. Доктор философских наук, профессор, опубликовал более 250 работ по истории, философии и общественной мысли, проблемам национальных и интернациональных отношений, вопросам этики и эстетики.

Не так давно были изданы две книги Брайовича «Мертвый свидетель» и «Лесник Марко и его сыновья», в которых он ярко описал жизнь в Югославии накануне Второй мировой войны. Его повести – это документальная исповедь узника, уцелевшего после югославских концлагерей, перенесшего пытки и страдания. Его повести – это письменное свидетельство силы человеческого духа, который способен сохранить свое достоинство, жажду знаний, любовь к жизни и людям. Все поднятые в книгах темы актуальны и для современного поколения, как в России, так и в уничтоженной Югославии. Внутренний мир героев раскрывается в динамике на фоне колоритной народной среды – обычаев и воззрений черногорцев. Их жизнь переплетена с драматической судьбой сербского народа.

Перелистывая страницы книг Брайовича, невольно задаешь себе вопрос: «Почему русские, спасавшие болгар от турецкого рабства, украинцев от поляков, освобождавшие народы Европы, в том числе Прибалтики, от фашизма и создавшие индустрию в Среднеазиатских республиках и на Кавказе, безнаказанно объявлены «оккупантами» в этих странах?».

Очевидно, проблема в том, что истина – категория неоднозначная. Используя это, историки и журналисты всегда умело манипулировали этой неоднозначностью, где-то сгущая краски, а где-то разбавляя факты и события. Но, собирая воедино разбросанные «моменты истины», мы  постепенно воссоздаем полную картину  происходящего. Как художнику, автору удалось рассказать об истинной, а не конъюнктурной исторической правде,  о  дружбе и солидарности русского народа с народами других стран, о той неоценимой помощи, которую русские люди оказывали своим братьям славянам в годы испытаний.

В книгах описывается период военной диктатуры в Югославии, когда деятельность партии не подлежала публичной огласке. В те времена Коммунистическая партия Югославии использовала советский опыт в строительстве государства и в создании плановой экономики. В Югославии работали многочисленные советские экономические и военные специалисты. Постепенно советско-югославские отношения стали ухудшаться из-за антисоветских настроений в руководстве КПЮ, которое выбрало курс на сотрудничество и сближение с Западом с целью получения от них экономической и военной помощи.

Вожди забывают, что в народе есть люди, которые знают себе цену и уважают других. Люди, которые строят свою жизнь, опираясь на собственные силы и способности, готовые помочь другим и особенно слабым. Люди, которые верят в добро и сами несут это добро. Воспитанные в духе пролетарского интернационализма, члены КПЮ были подвергнуты массовым репрессиям. Это были времена, когда все было направлено на возвеличивание одной личности, а главной идеологией стала «борьба человека против самого себя». [3]

Мифическая идеология пыталась через террор лишить человека права на сомнение, на личную тайну, на внутренние размышления. Только тот, кто был готов отречься от права на личную жизнь, мог претендовать на место во власти, отказавшись говорить о свободе и о своем народе. Народам была навязана непримиримая борьба двух идей и двух направлений развития. Первое направление – это власть, индивидуализм и богатство, то есть все то, что называется сегодня «западными ценностями», то, ради чего были разрушены СССР – посредством лжи и предательства, и Югославия – посредством  «гуманитарной военной акции», в основе которых лежит принцип «отпущения грехов за деньги». Второе направление – это внутренняя природная потребность в духовной жизни человека и ощущение общей судьбы человечества  («русский космизм» и ноосферное мышление).

Книги Брайовича – это примеры человечности и героизма, которые опираются на идею славянского взаимодействия, что остается актуальным в современном мире, особенно в мире славянских народов, где слава одного – слава всех, слабость одного – слабость всего рода, где главное – беречь честь рода и его славу. Брайович, как критически мыслящая личность отличается высоким духовным содержанием, так как приобрел способность вырабатывать в себе идеи человеческого достоинства и духовности, что в своей совокупности и является «русской соборностью».[4]

Свой, «третий путь развития», автор описывает в притче «Об одноглазом царе и художнике». Неминуемая гибель ждет тех, кто в своем развитии пользуется чужими, а значит вторичными моделями решения жизненно важных вопросов. В притче одноглазый Царь приказал изобразить его на портрете. Один из художников просто скопировал уродство царя, а другой, наоборот, приукрасил его. За это оба были казнены. Только третий художник сумел передать реальность «как искусство возможного», изобразив царя на охоте, с как бы прикрытым в момент прицеливания глазом.

Мы оказались вовлечены в игру, в которой вынуждены со временем переключаться  с одних правил на другие, все более сложные и запутанные. Проблема заключается в том, что из-за этого многие люди гибнут в этой игре.  Из-за этого все чаще возникает вопрос «можем ли мы подчинить себе игру и поменять в ней правила таким образом, чтобы больше не гибнуть?». И всегда получаем ответ, суть которого сводится к одному – человечество не хочет менять смертельно опасных правил, так как воля к жизни закаляется в борьбе с жизненными трудностями, которые создает жизнь на пути к личной свободе и независимости. При этом любовь придает нам новые силы, а жестокость и лицемерие всегда и во всем мешают нам и тормозят наше движение, становясь причинами кризисных ситуаций и поражений.

Убеждения других в своей правоте посредством насилия – вот что предлагает миру глобализация и новый порядок «по-американски». Человеческие законы запрещают убивать в мирное время, но на войне действуют другие законы – чем больше загубишь врагов, тем больше тебе славы и наград, и все только потому, что изменяются наши критерии оценок событий и явлений. Но как раз в этом и таится главная ошибка, так как основой общественных наук являются не субъективные мысли и чувства, а ценностное отношение ко всему внешнему миру, как к уже состоявшейся реальности, со всем его многообразием и противоречиями.

Таким образом, мысли и идеи, заложенные в произведениях автора, представляют интерес не только для простого читателя, но и для власти, ибо по-прежнему «власть и народ – вот две главные ценности, на которые стоит обращать внимание..., где народ – это гора, на которой вырастают народные гении, как языки пламени, без народа любой гений – лишь корявый кустарник…».

Выводы автора актуальны и сегодня, потому что по-прежнему «власти не нужны убеждения, они только мешают ей, потому что политика власти – это способность, обвиняя других, оправдывать саму себя». [5]   

® Copyright © Простов А.Ф. All Rights Reserved. Публикуется на правах рукописи, все права сохранены, ссылки при перепечатке обязательны. Основные идеи,  новая наука, новый научный метод, модели, концепции, проекты и кейсы готовых решений автора опубликованы на сайте "Центр политической кибернетики":  www.politcyber.ru


[1]  Яновский Р.Г. Письма о патриотизме, Безопасность Евразии № 3, 2002, с. 7.

[2] Яновский Р.Г., Простов А.Ф., К евразийской безопасности России: восточно-азиатский вектор, Безопасность Евразии № 2, 2002, с. 437

[3] Брайович С.М. Лесник Марко и его сыновья, Тюмень: Тюменский международный институт экономики и права. 2001, с. 164.

[4] Яновский Р.Г., Агошков А.В. Право как культурная ценность, Безопасность Евразии № 2, 2002, с. 341.

[5] Брайович С.М. Мертвый свидетель, Тюмень: Тюменский международный институт экономики и права. 2001, с. 170.

Вы спрашивали, мы отвечаем

Задать вопрос вы сможете после регистрации

Подписчики: 1595

Регистрация/Вход

Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования Яндекс.Метрика