Центр политической кибернетики

«Набор фактов не есть представление о предмете – когда понятен смысл, то мелочи не имеют значения, их можно отбросить или набрать новые...»

 

Посещений: 469094

 

Простов А.Ф. – политолог, кандидат политических наук, директор «Института управления ресурсами человека «Фонда национальной и международной безопасности».

Статья: «Социальные проблемы вузовской молодежи»                                                                                                                                                                                                             (по результатам опроса студентов 4-5 курсов дневного и вечернего отделений    Института журналистики и литературного творчества).

 - Статья опубликована как «Проблемы духовно-творческого самоуправления в молодежной среде» в журнале  «Безопасность Евразии». № 23. 2006.

- Статья опубликована как «Социально-культурологический анализ проблем современной российской молодежи» в журнале «Вопросы культурологи» № 9. 2006.

Говоря о судьбах России, мы в первую очередь имеем в виду будущее нашего молодого поколения. Поэтому, для своевременного регулирования основных направлений государственной молодежной политики, проблеме изучения молодежи, как особой социальной группы общества, обладающей сложной внутренней структурой, должно уделяться  должное  внимание.

Молодежь представлена во всех социальных слоях и группах, поэтому  является важным структурным элементом и созидательной силой современного общества, на которое существенное влияние оказывают происходящие общественно-политические и социально-экономические преобразования в стране. При этом, молодежь, безусловно, несет на себе особый отпечаток имущественного неравенства, различных стартовых конкурентных возможностей в реализации своего духовно-творческого потенциала, что заметно сказывается на изменениях в молодежной культуре, ее взглядах, принципах, идеалах,  ценностях, мировоззрении.

Определить, каковы эти изменения, каковы цели жизни и способы их достижения с точки зрения самих молодых людей – в этом главный смысл проведенного исследования. Преимущественной его особенностью является отсутствие готовых вариантов ответов на поставленные в анкетах вопросы. Нужно отметить, что основное внимание уделялось сравнительному анализу полученных данных, и поэтому результаты расчетов, для удобства сопоставления, округлялись до целых процентных  единиц (+/ -  0, 5%).

Долгосрочная актуальность результатов исследования. За период с 20.10.05 по 20.10.06  г.г. студенты заполнили по две анкеты с вопросами, ответы на которые позволили составить обобщенный социально-психологический портрет современного молодого человека, определить круг его интересов, проблем и мотивации выбора профессии, а также определить их готовность к восприятию инноваций в знаниях. В дальнейшем полученные результаты (пропорции) были подтверждены официальными данными исследований, проведенных другими организациями, в том числе Министерством науки и образования России.

Всего опрошено 77 человек в возрасте от 21 до 30 лет, в т.ч. дневное отделение - 55%,  вечернее отделение - 45%; в т.ч. мужчин – 25%, женщин – 75%; в т.ч. уже владеющие профессиями: работники СМИ, переводчики, начинающие писатели, спортсмены, актеры, строители, военные.

Информация обрабатывалась сотово-матричным способом, а анализ проводился посредством «энимационного» метода, включающего в себя как основной признак, три уровня управления: природно-детерминированный (ПДУ), самоуправление (СУ), межсистемное управление (МСУ) и их синтеза.

Ответы  на вопрос № 1. Причина выбора профессии.

Сложившаяся ситуация в сфере труда и занятости привела к тому, что при выборе своей жизненной и профессиональной перспективы, в наиболее сложном положении оказалась молодежь. Поэтому социально-профессиональное самоопределение молодых людей стало важнейшим условием ее интеграции в современное общество. В связи с чем,  данный вопрос ставил своей целью определить, насколько осознанным или случайным является выбор студентами профессии и специализации:

- осознанный выбор –  45 чел. (60%)

- случайный   выбор –  20 чел. (25%)

- ошибочный выбор –  12 чел. (15%)

Комментарии и объяснения  причин выбора профессии:

- семейная традиция (дедушка, родители, тетя); перспектива – за СМИ будущее; внести посильную лепту в развитие СМИ; нравится писать; имеющиеся у меня качества соответствуют требованиям профессии;

- склонность к гуманитарным знаниям;  узнавать новости первым; быть внутри событий; творческая работа и желание развивать свою креативность; возможность совместить самые различные знания;

- возможность самореализоваться и заработать необходимые средства; стремление работать с разными людьми; возможность поездить по миру и встретиться с интересными людьми; независимость; общение и уважение; засветиться в кадре;

Ответы на вопрос № 2. Сформулируйте свое жизненное кредо, идеалы, убеждения и основу мировоззрения.

Немаловажную роль в жизни молодого человека играет жизненная позиция, которая может сформировать у него как оптимистическое, так и пессимистическое отношение к себе, настоящему и будущему. Поэтому данный вопрос ставил своей целью определить, какие именно изменения произошли в молодежной среде относительно идеалов и ценностей предшествующих поколений. Ответы были классифицированы и сгруппированы по уровням управления, которым соответствуют философские концепции: ПДУ как фатализм, СУ как эгоцентризм, МСУ как идеализм, «Экологизм» как  варианты, выходящие за рамки первых трех.

_____________________________________________________________________

Экологизм - это одна из интерпретаций понятия Экология (наука об отношениях растительных и животных организмов, их сообществами между собой и окружающей средой), основанная на Законе сохранения энергии и дополненная знаниями из Теории управления, Теории систем, Теории информации и т.д. Научно обосновано как «Энимационный метод» в работах автора, последняя из которых «Мировоззрение как элемент бесструктурного управления социальными системами» М.: Навигут № 1, 2006.

------------------------------------------------------------------------------------------

На данный вопрос не смогли ответить 5% респондентов. Фатально относятся к жизни 15% студентов («Верь в свою судьбу; ничего не происходит случайно; что ни делается, все к лучшему»). Последователями либерального эгоцентризма считают себя 35% студентов («Надейся только  на свои силы – если не ты, то тебя; я могу все; сделай себя сам»). Религиозно-идеальное мировоззрение разделяют 25% студентов («Жить по совести; соблюдение заповедей»). К сторонникам экологического подхода  к жизни можно отнести 20% студентов («Сила во всем; уважение к среде обитания»).

Ответы  на вопрос № 3.  Назовите Вашу главную цель в жизни.

Мировоззрение молодых людей оказывает соответствующее влияние и на выбор «пакета» общечеловеческих ценностей, которые определяются как цель жизни. Поэтому данный вопрос ставил своей целью определить, как студенты, исходя из обозначенных выше идеалов, убеждений и мировоззрения, понимают и определяют свои собственные цели в жизни – краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Краткосрочная цель (до года) – 50% студентов считают главной задачей окончить институт и получить высшее образование, причем 6% хотели бы продолжить обучение в аспирантуре или получить второе высшее образование. Многие студенты пока еще не решили проблему трудоустройства (24%), а остальные хотели бы разобраться с текущими проблемами, в том числе с родителями, купить квартиру или машину, отправиться путешествовать, наладить творческий процесс и т.д.

Среднесрочная цель (до пяти лет) – не знают или не захотели отвечать 12%. Планируют создать семью и родить ребенка 27%, найти хорошо оплачиваемую, в том числе новую, работу хотят 27% студентов. Организовать собственное дело хотели бы 14%. Купить жилье 11%,  получить второе высшее образование еще 5%, остальные 4% мечтают получить независимость от всех и вся, хотят путешествовать и жить сегодняшним днем.

Долгосрочная цель (от десяти лет) – не знают, не планируют так далеко или не хотят говорить 22%. Делать личную карьеру – 26%, создать семью, родить ребенка, в том числе второго, планируют 20% опрошенных. Создать свое дело или написать художественное произведение - 10% самых активных и уверенных в себе студентов. Сохранить то, что уже имеют, хотели бы 4% , а остальные 18% ставят перед собой общечеловеческие цели: жить в гармонии с собой и миром; быть счастливым; самореализоваться; удовлетворить все свои амбиции; достичь внутреннего апогея; свобода и душевное благополучие; взять от жизни все лучшее; умиротворение; состояться как личность; попасть в политику; поездить по миру; заниматься исследованиями; стать Нобелевским лауреатом;

Ответы на вопрос № 4. Назовите наивысшее личное достижение на дату заполнения анкеты. 

Двигаясь к своей намеченной цели, человек совершает определенного рода действия и поступки, которые могут совпадать или не совпадать с его идеалами и убеждениями. В связи с чем, возникает необходимость проведения постоянного самоанализа - мониторинга совершенных поступков, которые вызывают у человека или стыд, или гордость и рассматриваются или как точка падения, или как высшее достижение. Поэтому данный вопрос ставил своей целью определить, как студенты, исходя из обозначенных выше идеалов, убеждений и поставленных на их основе задач, оценивают уже полученные результаты по пути к своей цели.

На данный вопрос не смогли или не захотели ответить 32% респондентов. Свое устройство на работу высшим  достижением считают 32% человек. Создание семьи как высшее достижение оценивают 10% (женщины). Большинство мужчин считают своим высшим достижением выработанный ими самоконтроль и самообладание (10%). Лишь не многим удалось в своем возрасте добиться самостоятельности – 6%. Результатами своей творческой деятельности вполне довольны 5% студентов. Добиться признания, уважения и репутации своих коллег смогли 5% респондентов.

Ответы  на вопрос №  5. Для меня конкурентоспособность – это…

В условиях постоянных экономических, политических и социокультурных изменений, которые порождают разного рода неопределенности и риски, обретение самостоятельности и социальной зрелости у молодых людей  неизбежно происходит через конфликт. Неизбежность конфликта объясняется необходимостью статусного продвижения, накопления личного опыта и познания творчества, определенной преемственности и новаторства, простого воспроизводства и создания нового социального качества. Поэтому данный вопрос ставил своей целью определить, каким образом поколение «next», основываясь на выбранных ими идеалах и ценностях, собираются решать свои задачи и достигать поставленные ими цели посредством субъективного раскрытия понятия «конкурентоспособность».

Ответы были классифицированы и сгруппированы по уровням управления, которым соответствуют: ПДУ - как «набор качеств»; СУ – как «борьба»;  МСУ - как «условия и возможности»; экологизм -  как «способность и умение». Такая классификация считается вынужденно-условной, так как все перечисленные понятия выбрали сами респонденты при ответах на вопрос. Однако надо иметь в виду, что в каждой из предложенных комбинаций одно из них является доминирующим: обладать какими-либо качествами, иметь возможность и уметь пользоваться ими эффективно, независимо от условий – это не одно и тоже.

На данный вопрос не смогли ответить 9% человек. 14% студентов считают, что конкурентоспособность - это набор личных качеств, который дает возможность соревноваться, при этом необязательно вести непримиримую борьбу «всех против всех». Для них это скорее процесс внутреннего самопознания,  «способ и стимул реализовать себя».

Конкурентоспособность, как борьбу, определяют 23% студентов («Борьба за  место под солнцем»), в которой набор качеств, условия и возможности и способности необходимы, но не определяют исход борьбы. 

Конкурентоспособность как условие и возможности рассматривают 19% респондентов, уверенных в том, что для проявления своих качеств и способностей необходима некая  площадка во внешней среде, где «можно показать, что ты лучше других; возможность оценить себя на фоне других».

Конкурентоспособность как способность и умение - обобщает другие точки зрения (35%). «Максимальное умение; Способность быть незаменимым», раскрывает суть и смысл «набора личных качеств», которые могут, несмотря на «внешние условия» позволять или не позволять человеку реализовать свои «возможности»: «успешно самоуправляться, делать правильные выводы, принимать правильные решения, преодолевать трудности, эффективно решать задачи и достигать поставленной цели и т.д.».

Ответы на вопрос № 6. Если конкурентоспособность зависит от набора личных качеств, то я оцениваю их в соотношении (всего 100%) ...

В соответствии с «энимационным» подходом, все процессы и явления рассматриваются с точки зрения эффективности взаимодействия трех уровней управления: природно-детерминированного, самоуправления и межсистемного управления. Таким образом, «конкурентоспособность» представляет собой синтез собранных на каждый момент времени в каждом человеке результатов: что дано человеку от природы + что человек смог сделать сам + какое влияние на человека оказала внешняя среда, т.е. другие системы, с которыми он взаимодействует и на которые он тоже оказывает влияние. Поэтому данный вопрос ставил своей целью определить, каким образом поколение «next», основываясь на выбранных ими идеалах и ценностях, собирается через конкуренцию решать задачи, а также какие именно качества для этого они уже имеют, а какие им нужно еще развивать исходя из своих индивидуально-психологических свойств личности.

На данный вопрос смогли ответить (правильно посчитать в процентах) только 77% от общего числа участвующих в опросе. Ниже приводятся средние статистические данные 59 из 77 обработанных анкет, классифицированных и сгруппированных по трем уровням управления:

*  ПДУ – качества, которые даны от природы при рождении     (39%):

- 16 % - природный интеллект, креативность

- 16 % - способность обучаться в процессе жизни

-   7 % - природная внешность

* СУ – качества, которые человек выработал в себе сам              (35%):

- 13 % - моя индивидуальность (ясное понимание личной цели)

- 11 % - коммуникабельность (умение ладить с людьми).

- 11 % - качество лидера, уверенность

* МСУ - качества, приобретенные от взаимодействия со средой (26%):

-   8 % - личное обаяние, манеры, воспитание

-   7 % - административный ресурс (связи родителей, знакомых)

-   6 % - умение создавать у партнеров иллюзию личной успешности

-   5 % - финансовый ресурс (возможности родителей)

Таким образом, по мнению студентов, их конкурентоспособность на 39% зависит от генетических качеств, полученных от родителей при рождении.  На 35% - от самого человека. На 26% - от условий, которые ему создает окружающая среда, в том числе семья, родители, родственники, друзья, знакомые, коллеги по работе, начальники, государство, а также экологическое, экономическое и политическое положение в стране и в мире. Они коммуникабельны и индивидуальны, имеют зачатки лидера, но при этом, у них не хватает финансовых и административных ресурсов, необходимых связей у родителей, а также суггестивных навыков создания иллюзий о своей успешности. Они критически относятся к своей внешности и испытывают недостаток в воспитании и манерах общения.

Таким образом, используя знания о самих себе, студенты составили групповой унифицированный социально-психологический портрет готового к конкуренции современного молодого человека, включающий в себя основные индивидуально-психологические свойства личности.

Ответы на вопрос № 7. Для роста моей конкурентоспособности не хватает...

Данный вопрос ставил своей целью дополнить ответы на вопрос № 5, а также определить, какие именно качества, по мнению студентов, необходимы, чтобы стать более конкурентоспособными, исходя из того, что все, что им могла дать генетическая природа, они уже получили. Поэтому ответы на вопросы сгруппированы как: СУ – личные качества и МСУ – внешняя среда, при этом  «всего хватает» - ответил только один человек.

Отвечая на данный  вопрос, студенты просто перечисляли примерно одни и те же причины, так что делать процентное соотношение по этим двум параметрам не имело смысла. Поэтому, ниже просто дается перечень недостающих студентам для повышения их конкурентоспособности качеств. При этом, учитывая, что ниже будут предложены ответы на вопрос: «Курс управления информационными системами» сделал меня более конкурентоспособным», можно считать, что именно эти недостающие качества удалось восполнить лекциями по обозначенной теме.

* СУ – не хватает личных качеств:  качеств лидера, самоуверенности, силы воли, терпения, желания, настойчивости, коммуникабельности,  упорства, энергии, тонуса, мотивации, веры в себя, организованности; знаний, высшего образования, профессионализма, опыта работы, практики, профессиональных навыков, позитивного мышления, нет ясности понимания личной цели, умения правильно распределять свое время, умение переваривать информацию и делать выводы;

* МСУ – не хватает внешней, благоприятной среды: определенности, места для самореализации, нужных людей,  необходимых связей и финансов, нет признания миром моего гения.   

Ответы на вопрос № 8. Мне нравится находиться в кругу людей...

* более конкурентоспособных  - у них есть чему научиться:

 «да»  - 69 чел. (89%);  «нет»   -  2 чел. (3%);   «не знаю»   -  6 чел. (8%)

* менее конкурентоспособных - их легче обойти в соперничестве:

 «да»  - 15 чел. (20%);   «нет» -  41 чел. (53%); «не знаю»  - 21 чел.  (27%)

Данный вопрос ставил своей целью определить искренность намерений и степень готовности респондентов к ведению конкурентной борьбы. Таким образом, к ней реально готовы 53% студентов, которым не интересно конкурировать со «слабыми», хотя компанию с «сильными» предпочитают 89% опрошенных; по-видимому, 36% хотят не конкурировать, а поучиться у более «сильных». Кроме того, 20% подтвердило свою пацифистскую позицию – избегать противостояния, при этом 11% - явно не готовы конкурировать ни в жизни, ни в профессии. 

Ответы на вопрос № 9.Для меня самый конкурентоспособный человек – это:  

Не решенные властью проблемы породили кризисные явления, которые напрямую затронули процесс воспитания и образования молодого поколения. Все это отразилось на воспроизводстве духовных и физических сил, существенно разбалансировав этот процесс. Новые «ценности» либерализма и рынка все более вытесняют молодежь из сферы производства в сферу потребления, что, как показывает опыт и практика, приводит к резкому усилению бездуховности, утрате нравственных критериев общественного поведения и ухудшению психофизического здоровья. В этой связи существенно возрастает риск деформированного развития молодежи. Поэтому данный вопрос ставил своей целью выяснить, кто и почему является для молодого поколения «живым примером для подражания», кто является образцом социального поведения и авторитетом, кому удалось проявить себя как самого конкурентоспособного в этом мире человека.       

- нет / не знаю         - 52%, в т.ч.  их много (6%);

- знакомые               - 17%, в т.ч. мои руководители (5%);

- родственники       - 10 % (я, мой муж, мои родители, папа, мама, тетя);

- известные лица   - 21% (Христос, Путин, Сталин, Гитлер, Соловьев, Эрнст, Парфенов, Быков, Ханга, Церетели, Тиньков, Вуди Ален, Билл Гейтс (8%);

Среди перечисленных «героев нашего времени» не оказалось ни космонавтов, ни выдающихся  ученых, ни  представителей искусства или спортсменов, ни классиков русской литературы. Большинство студентов 46% не имеют на сегодняшний день своего кумира, а 6% - считает наоборот, что их слишком много в разных областях. Положительным моментом является то, что для 27% самыми конкурентоспособными, т. е. добившимися успеха в жизни, являются члены их семей, знакомые и даже их начальники – живые примеры для подражания. Среди известных людей молодежь выделяет бизнесмена Билла Гейтса (8%). Все остальные «идеалы и кумиры», познавшие секреты выживаемости, получили по одному голосу, а их перечень говорит сам за себя и в комментариях не нуждается.

Ответы на вопрос № 10. Дайте оценку своей конкурентоспособности.           

В результате взаимодействия с социальными структурами в процессе достижения социальной зрелости, молодежь вступает во все виды конфликтов, существующие в обществе на каждом этапе его развития. Поэтому, данный вопрос ставил своей целью выяснить, как соотносятся между собой  самооценка студентов в плане их конкурентоспособности как таковой, своих возможностей, умений и готовности к конкуренции. Кроме  того, определить их социальные координаты в логической связи «я - мои идеалы - цели  - возможности и способы их достижения», а также их согласие подчиняться внешнему управлению или готовность быть самоуправляемым:

На 65 % студенты считают себя  конкурентоспособными по жизни,  и на 51 % в профессии  - причем и дневное, и вечернее отделение в равной степени. 25% - считают, что  в профессии они более конкурентоспособны (чувствуют себя более уверенными), чем в жизни. 10% -  ассоциируют свою жизненную конкурентоспособность с конкурентоспособностью в профессии.  

8%  считают, что в профессии они вообще неконкурентоспособны (0%).

5% не имеют навыков самооценки и не умеют находить свои социальные    координаты в пересчете на проценты. Один человек чувствует себя конкурентоспособным  по жизни на все 100%.

Ответы на вопрос № 11.  Курс «Управление информационными системами» сделал  меня  конкурентоспособнее (повысил уверенность в собственных силах и профессионализме) с _ % до  _ %  или  на _ %.

Данный вопрос ставил своей целью выяснить, как прочитанный студентам курс «Управление информационными системами» повлиял на повышение их конкурентоспособности – помог, в рамках выбранных молодыми людьми ценностей, целей и идеалов, заполнить пробелы в знаниях, повысить их уверенность в собственных силах и профессионализме, исходя из  принципа «удача любит подготовленных»:

- не ответили на вопрос                -  11 чел. – 14 %

- повысили на   0% -  5%              -    9 чел. – 12 %

- повысили на   5% - 10%             -  10 чел. – 13 %

- повысили на 10% - 15%             -  31 чел. – 40 %

- повысили на более, чем 15%     - 16 чел.  – 21 %

В данном случае, уровень восприятия новых знаний находится в прямой зависимости от показателя роста конкурентоспособности студентов. Поэтому не смогли (забыли) ответить на вопрос или слабо разобрались в предмете  26%. Хорошо усвоили новые знания,  повысив свою конкурентоспособность, 53% студентов.  21% молодых людей освоили предложенную технологию творческого процесса посредством управления информацией и приняли знания как новое «энергоинформационное» мировоззрение, которое «помогло им по-новому взглянуть на окружающий мир». Таким образом, подтвердились общие статистические закономерности восприятия неподготовленным обществом новых знаний (20:60:20).

Необходимо отметить, что большинство студентов понимают обучение как процесс передачи «самого ремесла», поэтому посещаемость и интерес или не интерес к знаниям объясняется тем, на сколько осознанно (случайно или ошибочно) была выбрана профессия (60% и 40%). Этот фактор повлиял  на  посещаемость занятий (60% и 40%), имея при этом  сложную внутреннюю структуру мотивации: постоянное посещение занятий - 40 %; бессистемное посещение занятий  - 20%; разовые посещения занятий  - 40%.

Самые активные студенты, посещавшие занятия и сделавшие, как правило, свой выбор в профессии осознанно (20%), смогли повысить свою конкурентоспособность  на 20 - 40%.

Студенты, сделавшие свой выбор в профессии случайно или ошибочно, но стабильно  посещавшие занятия, а также студенты, сделавшие свой выбор осознанно, но бессистемно посещавшие занятия (40%), повысили свою конкурентоспособность на 10 - 15%.

Студенты, сделавшие свой выбор в профессии случайно или ошибочно,

и бессистемно посещавшие занятия, а также студенты, сделавшие свой выбор осознанно, но разово посещавшие занятия (25%) повысили свою конкурентоспособность на 2-5%,

Студенты, сделавшие свой выбор в профессии случайно или ошибочно, равно как и студенты, сделавшие свой выбор осознанно, но не посещавшие занятия (15%), не восприняли новые знания, считая их лишними для себя. Даная проблема объясняется настроем определенной категории студентов на пассивное «потребление» информации. Это привело некоторых студентов к пониманию изложенных тем лишь на «бытовом уровне» и не позволило им усвоить более сложные знания через творческое осознание и освоение способов и механизмов трансформации теории в плоскость практики.

Ответы на вопрос № 12. Назовите самые интересные / неинтересные темы.

Молодежь в возрасте от 20 лет и старше вступает в бурный период своей самостоятельной жизни, характеризуемый как время формирования собственной модели жизни и поиска семейного партнера, постоянной работы и обустройства быта. Поэтому данный вопрос ставил своей целью выяснить, какие темы, обозначенные в учебном плане, наиболее интересны студентам с точки зрения решения стоящих перед ними проблем, и вопросов, связанных с повышением их конкурентоспособности. При этом один респондент мог оценить  посредством  (+)  и (-) несколько тем одновременно.

«Все темы интересные» считают 51% респондентов. Никто не высказался против нового «Энимационного метода анализа информации» (+7 - 0). Положительно выделило тему «Изотезисный метод описания проблем» 13%. Тема, касающаяся интерпретации текстов и понятий понравилась 13%, при этом не интересной науку «Герменевтика» посчитало 5% слушателей,  соответственно наука  «Акмеология»  (+ 10%  - 1%).

Кроме того, нужно отметить некоторые противоположные мнения в оценке этих тем. Так, например, тема № 1 «Научно-теоретическая основа предмета»  вызвала интерес у (+  8%), и показалась сложной для понимания или не интересной для  (- 9). Примерно тоже самое можно сказать о темах «Синергетика» ( +  3%  - 3%), «Тектология» ( +  5%  - 3%),  «Журналистика и власть» (+  5%  - 4%),  «Инфократия» (+  8%  - 5%).  

Соотношение позиций «за» и «против» по темам: «Пути устранения слабости общественных организаций и СМИ»  (+ 0% - 1%), «Информационная инициатива» (+  0%  - 1%), «Информационный контроль за властью» (+  0%  - 3%), определялось, по-видимому, исходя из «нехватки студенческого времени» выполнять «добровольные задания» по отработке навыков критического анализа разного рода информации. Это объясняет причину, по которой студенты не смогли выполнить одно из них – самостоятельно проанализировать статью, художественное произведение или телепередачу на предмет наличия в них внутренних противоречий. Кроме того, студенты не смогли раскрыть своего интеллектуально-творческого потенциала (действовали больше по подсказке) в процессе  организованных для них тренингов в форме пресс-конференций с разработчиками новых мировоззренческих концепций, диалектически противоположных по своим целям, ценностям, идеологиям и алгоритмам реализации.

Ответы на вопрос № 13.  Могу предложить новую тему для учебного плана.

Данный вопрос ставил своей целью выяснить, какие аспекты деятельности человека и общества должны быть, с точки зрения студентов, рассмотрены более подробно, чтобы дополнить имеющиеся у студентов знания о науке, жизни вообще и выбранной ими профессии в частности.

К сожалению 65% студентов не смогли, или не захотели применить свои творческие способности и сформулировать «свои» темы через анкеты. По-видимому, они уже получили ответы на  вопросы, которые их интересовали, в процессе занятий, а касались они в основном практики решения бытовых и профессиональных проблем, с которыми столкнулись уже работающие студенты, а также проблемы взаимоотношений мужчины-женщины: «Как происходит энергоинформационный обмен в гендерных отношениях»? Отчасти вопросы касались темы «Культура отношений дети-родители, преподаватель-студент, начальник-подчиненный» и т.д.

В любом случае, приоритетными перед теоретическими знаниями были названы практические занятия (25%), связанные с технологиями отбора информации и использованием ее в качестве «новостей»:  «Как отбирать нужную информацию? Как делать новости? Как журналисту влиять на информацию? Как найти связь между журналистикой и литературой»?

Вторая группа предложенных тем, связана с практикой выживания человека: «Проблемы современного общества: идеалы и проблемы. Как выжить в мегаполисе? Как научиться подавлять проявляющийся негатив? Как научиться любить себя, приобрести самоуверенность и равновесие  в любых ситуациях? Как уравновесить несоответствие между личными качествами   и жизненными возможностями»?

Третья группа предложенных студентами тем касалась новых общенаучных проблем, например: Космоэнергия.  Магия как управление. Торсионные поля. Дети индиго. Новые знания в естествознании и всемирной истории, в том числе по  военной тематике.

Общие выводы исследования.

Современная молодежь находится в условиях общественно-политической и социально-экономической трансформации российского общества, где отсутствует единая система духовно-нравственных ценностей. Это обстоятельство создает разрыв между поколениями, выражающийся в коренном несовпадении интересов у различных возрастных групп населения.

Феминизация семейного, общественного и государственного воспитания детей приводит к необоснованно повышенной жалости к самому себе и театральной демонстрации «сложности» своего характера, что на самом деле является проявлением самовлюбленности и самолюбования, особенно среди женской части молодежи, преодолевающих свою «возрастную стеснительность».

Исследование показывает, что для молодых людей характерна тотальная переоценка личностных ценностей, жизненных ориентиров и поведенческих установок. Основным источником возрастных и статусных противоречий является несовпадение между постоянно возрастающими потребностями молодежи и отсутствием возможностей  их удовлетворения.

Провозглашенная Президентом РФ общегосударственная цель повышения конкурентоспособности России и всех ее граждан, не находит, к сожалению, отклика у чиновников, отвечающих за развития главного потенциала страны молодежи. Опрошенные студенты однозначно высказались о том, что с точки зрения повышения конкурентоспособности молодого поколения, проживающего в России, «государственная молодежная политика» не отвечает ни требованиям времени, ни ожиданиям молодежи.

На фоне имеющихся у молодых российских граждан природных конкурентных преимуществ  (40%), а также самостоятельно развитых способностей и полученных знаний  (35%), участие государства в повышении их конкурентоспособности составляет лишь 25%, что объясняется наличием искусственно созданных чиновниками препятствий на пути молодежи к основным государственным ресурсам - финансовым и административным. Это привело к тому, что большинство молодых людей не имеют возможности готовить себя к самостоятельной работе, и тем болеем к исполнению функций руководителей из-за проблем с трудоустройством – отсутствие необходимых рабочих мест, рост которых зависит от проводимых властью экономических реформ. По этим причинам многие студенты не уверены, что полученные в институте знания могут быть использованы в их работе по назначению (40%).

Мнение молодежи по поводу возможности реализации ими своих гражданских прав также далеки от оптимизма. Наблюдается явное разочарование молодежи  в «предоставленных» властью и законами возможностях их участия в выработке и принятии общественно значимых управленческих решений. Этим объясняется отсутствие у значительной  части  студентов интереса к вопросам развития  гражданского общества и его взаимодействию со структурами власти (политический пессимизм). Поэтому часть студентов «холодно» отнеслась к темам, связанным с властью, политическими мифами, созданием системы гражданского контроля над деятельностью представителей власти, внедрением общественно-политических легитимных практик и проектно-целевому управлению ими.

Созданная неэффективным управлением власти нестабильность в обществе и в экономике привела к противоречивым идеологическим ориентациям в молодежной среде и утрате нравственно-национальных критериев оценки геополитических и общественных явлений,  потере общезначимых идеалов и образцов поведения. Молодежь требует более серьезных правовых и социальных гарантий от государства. Со своей стороны новое поколение больше ориентируется на духовно-творческое самоуправление исходя из  личного понимания жизни, ее ценностей и идеалов с позиций «добра и зла», и все решительнее отказывается от завезенных извне или разработанных доморощенными идеалистами утопических проектов для России.

 

                                                                                                            ***

 

                                                                                                  Приложение № 1

 Вопрос № 1: Причина выбора профессии и специализации в профессии:

- осознанный выбор –  45 чел. (60%)

- случайный   выбор –  20 чел. (25%)

- ошибочный выбор –  12 чел. (15%). 

Комментарии и объяснения: семейная традиция (дедушка, родители, тетя); перспектива – за СМИ будущее; внести посильную лепту в развитие СМИ; нравится писать; имеющиеся у меня качества соответствуют требованиям профессии;

- склонность к гуманитарным знаниям;  узнавать новости первым; быть внутри событий; творческая работа и желание развивать свою креативность; возможность совместить самые различные знания;

- возможность самореализоваться и заработать необходимые средства; стремление работать с разными людьми; возможность поездить по миру и встретиться с интересными людьми; независимость; общение и уважение; засветиться в кадре;

Вопрос № 2: Жизненное кредо, идеалы (убеждения, основа мировоззрения)

* нет / не знаю / не могу ответить                          - 4 чел. (  5%)

* Природно-детерминированное управление – Фатализм – 15%  

- что ни делается - все к лучшему – 4 чел.

- ничего случайно не происходит;

- верить в себя и в свою судьбу; все будет хорошо;

- умножающий знания, умножает печаль;

- журналист – это одинокий человек, независимо от того,

  есть у него семья или нет;

- не обращай внимания на неприятности;

- если что-то захотеть, то это обязательно получится;

- относится к людям так, как хочешь чтобы относились к тебе;

* Самоуправление – Радикально-либеральный эгоцентризм  - 35%

- свободный человек всегда эгоист;

- верить в себя;  я могу все;  сделай себя сам;

- улучшая мир, начинай с себя;

- надейся только на свои силы – если не ты, то тебя.

- добиваться всего своим трудом, познавать мир через собственный опыт;

- всего можно добиться, если не сидеть на месте;

- жить по личным принципам и убеждениям;

- я счастлива, что нет мне покоя; я птица вольная, непобедимая;

- бороться и не сдаваться;- всегда надейся на себя;

- делать то, что считаешь нужным, но ладь с людьми;

- здесь и сейчас; жить сегодняшним днем; быть всегда в тонусе;

- бери от жизни все – живем один раз;

- кто не борется, тот не победит;

- владей информацией и управляй народами;

- никогда ничего не проси у сильных мира сего, сами придут и предложат;

- действовать в каждом случае по ситуации;

- верить в собственные силы; люди – это главное;

- человек сам выбирает свой путь, поэтому сам  виноват в своих проблемах;

- теория фон Деникина;

- анархизм: живешь сам, дай жить другим;

- не мешай другим, и не позволяй другим мешать тебе;

* Межсистемное управление – Религиозно-идеальный подход  – 25%.

- соблюдение 10 заповедей: не убей, ни укради ...

- не суди, да не судим будешь;

- дыши молитвой и угождай Богу;

- радоваться жизни и радовать других;

- жить по совести;  не врать; не лгать;

- жить честно, без обмана;  быть предельно откровенной;

- позволять, но только в рамках религиозных убеждений;

- главное – это гармония в себе; гармония в себе;

- бессмысленно, но надо создавать;

- жить так, чтобы не было стыдно;

- надо ценить каждый прожитый день;

- цель выбрав благую - к ней прямо иди;

- не предавай ближних своих; не рой  яму другому...

- не надо особо умничать;

* Синтез трех уровней управления ПДУ+СУ+МСУ – Экологизм – 20%

- уважение к среде обитания;

- не оставлять грязных следов – уважительное отношение

  к пространству,  где бы ты ни оказался;

- все в мире относительно; жить для себя и для других;

- сила во всем; все в жизни должно быть прекрасно;

- никогда не противоречь своим убеждениям – жить так, чтобы

  потом ни о чем не жалеть; целеустремленность;

- задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том,

  чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобой законом;

- не надо бояться жизни – жизнь прекрасна и удивительна;

- Даосизм (вернуться к жизни, близкой природе);

- на все иметь свое мнение и подчиняться только своим чувствам;

- саморазвитие; постоянно совершенствоваться и продвигаться вперед;

- жить настоящим, не забывая о прошлом и задумываясь о будущем;

 

                                                                                                   Приложение № 2

 Вопрос № 3: Ваша главная цель в  жизни:

* Краткосрочная (до года)

- окончить институт                                              - 39 чел. (50%)

- найти хорошую работу                                         - 18 чел. (24%)

- разобраться с текущими проблемами                 - 15 чел. (20%)

- аспирантура  или  второе высшее образование  -   5 чел. (  6%)

* Среднесрочная (до пяти лет)

- нет / не знаю / не хочу говорить                           -   9 чел. (12%)

- создать семью, родить ребенка                           - 21 чел. (27%)

- найти хорошую работу                                         - 21 чел. (27%)

- создать свой бизнес                                               -  11чел. (14%)

- купить жилье                                                         -   8 чел. (11%)

- получить второе образование                              -   4 чел. ( 5%)

- другие цели                                                              -   3 чел. ( 4%):

путешествовать по миру; встречаться с интересными людьми, получить независимость от всех и вся; жить сегодняшним днем и т.д.

* Долгосрочная (от 10 лет)

- нет / не знаю / не хочу говорить                         -  17 чел. (22%)

- сделать личную карьеру                                       -  20 чел. (26%)

- создать семью, родить ребенка                         -  15 чел. (20%)

- создать свое дело (стать автором)                  -   8 чел. (10%)

- сохранить то, что имею                                     -   3 чел. (  4%)

- другие цели                                                            -  14 чел. (18%):

жить в гармонии с собой и миром; быть счастливым; самореализоваться; удовлетворить все свои амбиции; достичь внутреннего апогея; свобода и душевное благополучие; взять от жизни все лучшее; умиротворение; состояться как личность; попасть в политику; поездить по миру; заниматься исследованиями; стать Нобелевским лауреатом.

 

Вопрос № 4: Наивысшее личное достижение на дату заполнения анкеты

- не знаю ответа или не хочу говорить                -  24 чел. (32%)

- моя работа                                                            -  24 чел. (32%)

- моя семья                                                                -   8 чел. (10%)

- самоконтроль                                                        -    8 чел. (10%)

- моя самостоятельность                                      -    5 чел. ( 6%)

- творческая деятельность                                    -    4 чел. ( 5%)

- моя репутация                                                        -   4 чел. ( 5%)

  

                                                                                                   Приложение № 3

 Вопрос № 5. Для меня конкурентоспособность – это:

* не знаю                                                                                         -  7 чел. ( 9%)

* Природно-детерминированное управление (набор качеств) - 11 чел. (14%)

- набор определенных личных качеств, которые дают возможность…- 3

- способность выживать, обладая определенным набором качеств;

- способность добиваться своей цели благодаря личным свойствам;

- стимул стать опытнее, увереннее в себе и добиваться успехов в работе;

- способ и стимул реализовать себя;

- способность почувствовать себя более сильным;

- быть успешнее остальных;  быть лучше, умнее, профессиональнее;

- возможность роста самоуважения, вера в свои возможности;

* Самоуправление  (борьба)                                                   - 18 чел. (23%)

- возможность завоевать место под солнцем - 2

- борьба за лучшее место в компании;

- борьба, плюс самосовершенствование;

- умение «выбить» конкурента или заставить его замолчать;

- творческая способность вести борьбу в жестких условиях рынка;

- способность к борьбе за выгоды и преимущества;

- способность противопоставить что-то лучшее;

- собственная жизненная сила, которая позволяет обходить других;

- единственный шанс добиться чего-то в жизни;

- когда есть цель, за которую соревнуешься с более сильным;

- способность сопротивляться внешнему воздействию;

- способность противостоять другим конкурентам;

- способность отстаивать свою точку зрения и бороться за нее;

- способ не задержаться в физическом и умственном развитии; 

- заставить других поверить, что ты чуть лучше;

- умение обойти других; умение соперничать;

* Межсистемное управление (условие и возможность)         - 15 чел (19%)

- возможность быть успешнее и лучше других;

- возможность достигнуть успеха в жизни;

- возможность показать, что ты лучше других;

- возможность почувствовать себя лидером в любой ситуации;

- возможность делать что-либо лучше других и выделяться среди прочих;

- возможность оценить себя на фоне других;

- при равных условиях достичь лучшего результата;

- когда возможности близки к возможностям конкурента;

- вера в себя, свой ум и опыт;  независимость;

- отсутствие монополии и коррупции плюс личные навыки;

- профессионализм плюс выборочная наглость;

- гарантия вашей состоятельности в жизни;

- осознание цели и наличие возможностей ее достижения;

* Синтез трех уровней управления (способность, умение) – 27 чел. (35%)

- максимальное «умение»                   - 2;

- способность держаться на плаву  - 2;

- способность быть незаменимым;

- способность добиваться собственных целей;

- способность адекватно воспринимать и анализировать информацию,

  делать выводы, двигаться к своей цели;

- способность делать карьеру и достигать успеха и целей;

- способность реализовывать собственные возможности;

- способность постоянно повышать свой потенциал и использовать его;

- умение быстро и правильно принимать решения;

- умение достигать поставленной цели;

- умение эффективно решать задачи;

- умение проявить себя в жизни;  успешное самоуправление;

- умение делать правильные выводы;

- умение преодолевать трудности;

- уметь чуть больше, знать чуть больше чем другие;

- умение делать что-либо лучше других;

- умение быть востребованным в сравнении с другими;

- умение и способность быть в чем-то лучше других;

- умение применять свои знания и навыки для достижения успеха;

- умение быть неудовлетворенным результатами своей работы

  в условиях, когда другие в восторге от твоих результатов;

- умение продвигаться по карьерной лестнице с помощью своих ресурсов;

- умение проявить себя в профессиональной сфере через индивидуальность;

- умение достигать тех же результатов, что и конкуренты;

- знание собственных координат во времени и в пространстве;

- осознание собственной цели и алгоритма ее достижения;

 

Вопрос № 6. Если конкурентоспособность зависит от набора личных качеств, то я оцениваю их в следующем соотношении (всего =100%):

- 16 % - способность обучаться в процессе жизни

- 16 % - природный интеллект, креативность, ум…

- 13 % - моя индивидуальность (ясное понимание личной цели)

- 11 % - коммуникабельность (умение ладить с людьми).

- 11 % - качество лидера, уверенность

-   8 % - личное обаяние, манеры, воспитание…

-   7 % - природная внешность

-   7 % - административный ресурс (связи родителей, знакомых…)

-   6 % - умение создавать у партнеров иллюзию личной успешности

-   5 % - финансовый ресурс (возможности родителей).

                                                                                              Приложение № 4

 Вопрос № 7: Для роста моей конкурентоспособности не хватает:

- знаний: высшего образования, позитивного мышления, нет ясности понимания личной цели, умения правильно распределять свое время, умение переваривать информацию и делать выводы;

- профессионализма: опыта работы, практики, профессиональных навыков,

- личных качеств: качеств лидера, самоуверенности, силы воли, терпения, желания, настойчивости, коммуникабельности,  упорства, энергии, тонуса, мотивации, веры в себя, организованности;

- внешней благоприятной среды: определенности, места для самореализации, нужных людей,  необходимых связей и финансов, нет  признания миром моего гения;

- всего хватает;

Вопрос № 8. Мне нравится находиться в кругу людей:

*  более конкурентоспособных  - у них есть чему научиться (соперничество).

 «да»  - 69 чел. (89%);  «нет»   -  2 чел. (3%);   «не знаю»   -  6 чел. (8%)

*  менее конкурентоспособных - их легче обойти в соперничестве.

 «да»  - 15 чел. (20%);   «нет» -  41 чел. (53%); «не знаю»  - 21 чел.  (27%)

Вопрос № 9. Для меня самый конкурентоспособный человек – это:

- нет / не знаю         - 52%, в т.ч.  их много (6%);

- родственники       - 10 % (я, мои родители, папа, мама, тетя);

- знакомые               - 17%, в т.ч. мои руководители (5%);

- известные люди - 21% (Христос, Путин, Сталин, Гитлер, Соловьев, Эрнст, Парфенов, Быков, Ханга, Церетели, Тиньков, Вуди Ален, Билл Гейтс (8%);

 

Вопрос № 10. Оценка своей конкурентоспособности:

-  по жизни студенты считают себя  конкурентоспособными на 65 %,

   (и дневное, и вечернее отделение в равной степени)

- в профессии студенты считают себя  конкурентоспособными на 51 %

  (и дневное, и вечернее отделение в равной степени).

-  1% -  считает, что он по жизни конкурентоспособен на 100%;

-  5% - не имеют навыков самооценки и не умеют находить свои социальные   

  координаты в пересчете на проценты;

-   8% - считают, что в профессии они вообще неконкурентоспособны (0%);

- 10% -  ассоциируют свою жизненную конкурентоспособность

 с конкурентоспособностью в профессии;

- 25% - считают, что  в профессии они более конкурентоспособны (чувствуют себя более уверенными), чем в жизни.

 

                                                                                                   Приложение № 5

Вопрос № 11: Курс «Управление информационными системами» сделал  меня  конкурентоспособнее с -- % до ---% или на --%. (повысил уверенность в собственных силах и профессионализм)

- не ответили на вопрос  -  11 чел. – 14 %

- от   0%    до    5%           -    9 чел. – 12 %

- от   5%    до  10%           -  10 чел. – 13 %

- от 10%    до  15%           -  31 чел. – 40 %

- более 15%                        - 16 чел.  – 21 %

 

Вопрос № 12: Самая интересная (+)  или неинтересная (-) тема по учебному плану (один респондент мог назвать несколько тем одновременно).

 1. Все темы интересные                                                             + 51%  - 0%

 2. Тема № 4 «Изотезисный метод описания»                          + 13%   - 0%     

 3. Тема № 6 «Герменевтика»                                                      + 13%  - 5%

 4. Тема № 7 «Акмеология»                                                           + 10%  - 1%

 5. Тема № 8 «Инфократия»                                                         +  8%  - 5%

 6. Тема № 1 «Научно-теоретическая основа предмета»        +  8%  - 9%

 7. Тема № 3 «Энимационный метод анализа информации»     +  7%  - 0%

 8. Тема № 2 «Тектология»                                                            +  5%  - 3%

 9. Тема № 9 «Журналистика и власть»                                      +  5%  - 4%

10 Тема № 5 «Синергетика»                                                         +  3%  - 3%

11 Тема № 10 «Пути устранения слабости СМИ»                    +  0%  - 1%

12 Тема № 11 «Информационная инициатива»                          +  0%  - 1%

13 Тема № 12 «Информационный контроль за властью»         +  0%  - 3%

Вопрос № 13:  Могу предложить новую тему для учебного плана:

1. Не знаю                                                            – 65%

2. Увеличить практические занятия по теме (25%):

- Как отбирать нужную информацию? Как делать новости?

- Как журналисту влиять на информацию? 

- Как найти связь между журналистикой и литературой?

- Как выжить в мегаполисе?

- Как научиться подавлять проявляющийся негатив? Как научиться любить  

  себя, приобрести самоуверенность и равновесие  в любых ситуациях?

- Как уравновесить несоответствие между личными качествами

  и жизненными возможностями?

- Как происходит энергоинфрмационный обмен в гендерных отношениях?

- Космоэнергия;  магия как управление; торсионные поля; дети индиго;

  естествознание и всемирная история; военная тематика; 

- Проблемы современного общества: идеалы и проблемы;

- Культура отношений преподаватель-студент, начальник-подчиненный;

 

                                      АНКЕТА

 1. Фамилия, Имя, Отчество

___________________________________________________________

 

2. Причина выбора профессии

___________________________________________________________

___________________________________________________________

 

3. Причина выбора специализации в профессии

___________________________________________________________

___________________________________________________________

 

4. Краткосрочная цель жизни (до года)

___________________________________________________________

 

5. Среднесрочная цель жизни (до пяти лет)

___________________________________________________________

 

6. Долгосрочная цель жизни (от 10 лет)

___________________________________________________________

 

7. Жизненное кредо, идеалы (убеждения, основа мировоззрения)

___________________________________________________________

 

8. Наивысшее личное достижение на дату заполнения анкеты

___________________________________________________________

 

9. Самая интересная тема (по учебному плану)

___________________________________________________________

 

10. Самая неинтересная тема (по учебному плану)

___________________________________________________________

 

11. Могу предложить новую тему для учебного плана

___________________________________________________________

Подпись:   ___________________________

 

 

Дата заполнения: «     »  ______________ 2005 года

 

 

                               ВОПРОСЫ,

предназначенные для авторов новых концепций..

 

1. Какова конечная цель Вашей концепции?

 

2. Это новая наука, новое мировоззрение, или что-то другое?

 

3. Как можно практически использовать Вашу концепцию?

 

4. Как мы журналисты можем использовать Вашу концепцию

   в своей профессии?

 

5. Что лично Вам дала эта концепция, например:

 

- Вы избавились от собственных комплексов;

- Вы научились эффективно решать проблемы;

- Вы достигли высот в карьере;

- Вы стали богаче духовно;

- Вы стали богаче материально;

- Вы получили более высокий социальный статус;

 

6. Если это новая концепция, то в чем ее главное отличие

    от уже существующих?

 

7.  Какую новую терминологию Вы предлагаете, а какую отвергаете?

 

8. Можно ли сформулировать Вашу концепцию кратко, например как

   тезис или изобразительными средствами, как схему или формулу?

 

9. Как Вы объясняете посредством Вашей концепции прошлое,

    настоящее и будущее России и всего человечества?

 

10. Кто и каким образом уже поддержал Вашу концепцию?

 

                                  УЧЕБНЫЙ ПЛАН

по предмету «Управление информационными системами» для выпускного (5-того) курса студентов или слушателей,  получающих второе высшее образование.

Тема № 1. Введение в предмет через раскрытие тезиса: «Все есть управление системами посредством  меры распределения в них энергии».

* Научно-теоретическая основа предмета: «Закон сохранения энергии», «Общая теория управления», «Теория систем», «Теория информации», «Информационная теория эмоций», «Теория игр», «Теория ролей», «Теория элит», «Тектология», «Герменевтика», «Акмеология», «Синергетика», «Экософия», «Фрактальная физика», «Учение о Ноосфере» и т.д.

* Эмпирическая база предмета: результаты научных исследований и анализа  действующего законодательства, официальной статистики, социологических опросов, уставов и программ общественно-политических организаций, выступлений и интервью государственных и общественно-политических деятелей, мониторинговых исследований  научных публикаций, монографий, периодической печати, радио и телевизионных  передач – информационно-аналитических и политических ток-шоу и т.д.

 

* Научно-философское мировоззрение, основанное на принципах Всеобщей  гармонии, Земной экологии и «Единства вещества, энергии и информации».

 

Тема № 2. «Тектология -  наука об общих принципах организации».  Управление как основа человеческой деятельности. Раскрывается через тезис: «Народы России живут плохо не потому, что плохо работают, а потому, что ими плохо управляют».

 

* Энергоинформационное пространство как основа мироздания.

* Информация и управление в био-социальных системах.

* Духовно-интеллектуальное и творческое самоуправление как высший

   уровень информационного управления социальными системами.

* Уровни управления и виды информации. Качество информации.

* Способы передачи, приема, обработки и хранения информации.

Тема № 3. «Энимационный метод анализа информации».

 

* Информационно-управленческие  проблемы: фрагментарность знаний,  

   субъективизм оценок и «интеркарьеризм» в принятии решений.

* Информационное «поле» и информационное «течение» (поток).

* Пророчество, предсказание, сценарии, программы, проекты и реальность.

* Тренинг: вторичный анализ результатов мониторингового исследования 

   научных публикаций, монографий, периодической печати,  телевизионных 

   передач – информационно-аналитических и политических ток-шоу.

 

Тема № 4. Изо-тезисный метод описания реальной действительности.

Управление в картинках. «Теория игр». «Информационная теория эмоций». Раскрывается через тезис: «Информация управляет Вами, но и Вы управляете информацией».

* Био-психологические аспекты информации и управления.

* Пять органов чувств и интуиция.

* Суггестия; НЛП; 25 кадр и другие способы внушения.

* Язык зрительных образов.

* Принципы обобщения и унификации информации.

* Принцип акцента на основных смысловых элементах.

* Принцип структурности.

* Принцип стадийности.

* Принцип использования привычных ассоциаций и стереотипов.

* Тренинг: изо-тезисный метод описания и формулирования проблем,  

   постановки задач и способов их решения.

 

Тема № 5. Синергетика – наука, изучающая связи между элементами структуры, которые образуются благодаря интенсивному (потоковому) обмену энергией (информацией и веществом) с окружающей средой».

«Проектно-целевое управление информацией и системами».

* Информационный хаос и структурированные знания.

* «Сотово-матричный» способ сбора, классификации

    и кристаллизации информации и знаний.

* Информация как координаты событий в естественной среде обитания

   (ЕСО) и в искусственной среде обитания (ИСО).

* Информационные вирусы и паразитирующие на информации системы.

* Тренинг: критика и апологетика заимствованных научных концепций, 

   экономических теорий и политических учений. 

Тема № 6. «Герменевтика – учение о принципах интерпретации текстов».

Раскрывается через тезис: «Все познается в сравнении».

* Ведическое понимание, религиозное толкование и научное объяснение.

* Слабости и недостатки современной журналистики с точки зрения

   интерпретаций базовых понятий и информационных мифов.

* Информация как средство обмена, защиты и нападения.

* Информационно-политическая и социальная мифология.

* Тренинг: «деловые игры» - проведение «круглого стола» с участием

   ученых, общественно-политических деятелей и журналистов.

Тема № 7.  Акмеология - наука о закономерностях развития человека, включая профессиональное самосознание, самосовершенствование и саморегуляцию личности. «Конкуренция в журналистике».

* Технологии и методики творческой  деятельности журналиста:

    реальность ->  восприятие -> осмысление -> изложение.

* Информационные потоки, рыночные информационные системы и интеллектуальные (креативные) информационные технологии.

* Журналистский «бренд» - стиль, сленг, новые понятия.

* Новости и развлечения - информация как коммерческий продукт,   предлагаемый к обмену на информационно-политическом рынке.

* Самоидентификация и специализация: общее и особенное для  журналистов, занятых в различных областях журналистки:

   - в редакционно-издательской деятельности;

   - в деятельности периодической печати (газеты, журналы);

   - на радиовещании;

   - на телевидении;

   - фотожурналистика; 

   - в службах по связям с общественностью;

   - научно-экономическая журналистика и коммерческая реклама;

   - научно-политическая журналистика и политическая реклама;

   - научно-социологическая журналистика;

   - журналистика в области культуры, искусства и спорта;

   - женская журналистика;

   - экстремальная журналистика;

   - журналисты-международники;

* Тренинг: «стратегия доверия» и анализ публикаций  на предмет  выявления несоответствия информации реальным событиям.

Тема № 8. «Инфократия (информационная власть). Раскрывается

через тезис: «Властвует тот, кто владеет  информацией».

 * Информационные системы органов власти.

* Информация как инструмент политического управления.

* Информационный ресурс, произвол чиновников и Public relations.

* «Теневизация» как проявление скрытых целей правящей элиты.

* Общественно-политический имидж и нелегитимные практики:

   компромат, шантаж, коррупция и «серые» PR - технологии.

 

Тема № 9. «Журналистика и власть». Раскрывается через тезис:

 «Цензура запрещена, но она существует».

* СМИ и журналистика как элементы гражданского общества.

* Участие СМИ в реализации новых принципов общественно-политического  

   и государственного управления «союзность, славянство, соборность».

* СМИ и общественно-правовой мониторинг.

* СМИ и выборные технологии.

* Журналисты как кадровый резерв экспертного сообщества России.

Тема № 10. «Причины и пути устранения слабости СМИ  и общественно-политических организаций в России».

 

* Новая информационно-политическая конфигурация в России.

* Место и роль общественных организаций и СМИ в системе 

   государственного управления и местного самоуправления.

* СМИ и судебные процессы: причины пассивности коллег-журналистов.

 

Тема № 11. Информационная инициатива как метод перехвата управления. Раскрывается через тезис: «Все есть управление информацией посредством меры ее распределения по социальным системам».

* Энергоинформационный обмен и борьба за контроль над властью.

* Управление информацией и общественными связями.

* Формализация, капитализация и коммерциализация информации.

* Методы управления энергоинформационными системами:

-  резонансный - «точки влияния»; «момент перехода»; «точка сборки»;   

   «точка кристаллизации»; «последняя капля»; «точка кипения»;

   «момент истины»;  «точка фрустрации»; «точка бифуркации»  и т.д.;

-  рефлексивный – процесс согласования между системами;

-  когнитивный – прогнозирование поведения и нового состояния системы;

-  «золотой пропорции» – определение оптимального соотношения

   при  сопоставлении между собой двух и более систем;

* Перехват финансовых потоков в информационном пространстве.

Тема № 12. «Союзная программа общественного развития» как модель информационного контроля за властью со стороны СМИ и гражданского общества в России.

* Информационная безопасность граждан России.

* Реализация через СМИ общественно-политических легитимных практик.

* Участие СМИ в общественной коллективно-распределительной проектной деятельности и в реализации общественно-политических проектов:

«Экология  управления», «Экология  власти», «Экология информации», «Экология сознания», «Экология языка», «Экология права», «Экология  детства», «Экология труда» и других проектов.

 P. S.  Курс составляет  24 учебных часа и ведется в форме семинарских занятий: 2 часа - одна тема, с последующим повторением  и практическим закреплением усвоенного материала.

® Copyright © Простов А.Ф. All Rights Reserved. Публикуется на правах рукописи, все права сохранены, ссылки при перепечатке обязательны. Основные идеи,  новая наука, новый научный метод, модели, концепции, проекты и кейсы готовых решений автора опубликованы на сайте "Центр политической кибернетики":  www.politcyber.ru

 

Вы спрашивали, мы отвечаем

Задать вопрос вы сможете после регистрации

Подписчики: 1595

Регистрация/Вход

Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования Яндекс.Метрика