Центр политической кибернетики

«Набор фактов не есть представление о предмете – когда понятен смысл, то мелочи не имеют значения, их можно отбросить или набрать новые...»

 

Посещений: 468198

 

Яновский Р.Г. - член-корреспондент РАН.                                                    

Простов А. Ф. -  кандидат политических наук.

Простова В.А. - член Научно-экспертного совета «Союзной общественной палаты».  

Статья: «Экологическое направление в мировоззрении».

Статья опубликована в журнале  «Навигут»  № 3. 2007.

Основа научного мировоззрения строится на ответах на вопросы об отношениях между человеком и Природой, где понятие «природа» имеет два значения: в более узком понимании, оно охватывает только то, что серьезно не изменено деятельностью человека, при этом сам человек противопоставляется Природе. В более широком смысле - это синоним Вселенной, Космоса, которые включают в себя и человека, и все созданное его трудом на Земле. Здесь человек находится не над природой, а внутри природы, органически связан с ней и воздействует на природу не извне, а изнутри. В этом его источник и слабости, и силы. Это исторически молодое  энергетическое мировоззрение  - антропокосмизм - космическая жизнь человека на планете Земля, где человек является частью природы, не пользующийся никакими привилегиями в смысле своего происхождения и положения, среди других существ. Это мировоззрение призвано заменить исчерпавшую себя  материалистическую концепцию антропоцентризма [1].

В последние годы особое внимание обращается на экологическое образование и формирование соответствующего мировоззрения у всех слоев населения планеты. Идет настоящая борьба за коренное изменение отношения человека к окружающей среде, за судьбу не только природы, но  и самого человека. Идея гармонии в отношениях людей и природы приводит человека к сознательным и созидательным действиям, в которых наука участвует посредством разработки и развития «социальной экологии».

Однако, предпринимаемые мировым сообществом и отдельными энтузиастами меры по поддержанию «устойчивого развития» природы и общества оказываются недостаточными, так как не дают должного эффекта. Наступление человека на природу с последующим ее разрушением продолжается. Однако, человек все чаще внутренне осознает свою связь с природой, интуитивно стремясь к синергетической гармонии с ней.

Первичный смысл понятия «экология», определяется как «наука об отношениях организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой». Понятие «синергетический» – имеет значение эффекта совместного действия различных факторов и потенциалов в целостной системе, которого они не могут достичь, действуя по отдельности. Таким образом, с теоретической точки зрения, экология представляет собой природную систему или энергоинформационную матрицу  синергетического взаимодействия живой и неживой природы в биосфере Земли, представляющей собой живой организм, который растет и совершенствуется вместе с человеком. Поэтому этносы и народы могут успешно жить и развиваться только в рамках своей цивилизационной общности, утрата которой ведет к деградации и гибели. Все нации по-своему определению являются локальными, поскольку имеют свои этнопсихологические и культурные особенности. Человек привязан к своей земле биологически, поэтому он должен дышать «своим» воздухом, пить «свою» воду, питаться тем, что произрастает на его земле, мыслить так, как устроена природа вокруг него – это и есть правильное понимание экологии [2].

Наукой доказано, что человек единственный из живых существ, кто обладает способностью абстрактного мышления, позволяющего ему осознавать себя во Вселенной и даже создавать новые идеальные картины окружающего мира. У человека формируется богатый, уникальный духовный мир, который выделяет человека в один самостоятельный уровень бытия, самостоятельного и сознательного понимания происхождения своей жизни.

Следует признать, что животный мир развивается по иным, чем человечество, законам. Живая природа вне влияния человека существует лишь в границах естественной истории Земли, как саморегулирующаяся система, которая контролируется внешними условиями и реакциями приспособления к ним. Природа может существовать на основе своих внутренних законов без человека, переживая в процессе планетарного развития закономерные кризисные ситуации [3].

Человек зависим от природы, так как берет из нее все необходимое для организации и продолжения своей жизни. Человек и природа – это сочетание двух взаимодействующих систем, образующих «биосферу». Стабильность этой сложной системы определяется адекватным взаимодействием, составляющих ее подсистем. Люди не могут существовать вне природы. Своим трудом человек создает лишь «вторичный» мир, позволяющий ему приспособиться к системе природно-географических условий жизни.

Таким образом, мир человека проявляет себя по отношению к живой природе как внешне преобразующий фактор. Он требует большой сознательности и знания законов развития природы и общества. Современная наука, исследуя историю развития социальных систем, выделяет четыре стадии развития эко-технологического и исторического пространства: Первая стадия начинается с зачатка ремесел и технологий добычи. Вторая стадия – аграрно-производственные технологии. Третья – индустриальные технологии. Четвертая – сервисные технологии. Эти стадии характеризуют технический научный прогресс, который требует адекватного экологического режима, представляющего собой «совокупность рутинных процессов взаимодействия материального и духовного, людей - с природой и социальной средой». [4]

Проблемы появляются тогда, когда научно-технический прогресс значительно опережает осознание его негативных экологических последствий, возникающих при некорректном взаимодействии двух систем: человека и природы. Рассматривая эти два мира, следует признать, что все зависит от четкого взаимодействия этих систем. В процессе своей деятельности человек использует окружающую среду в качестве отправного пункта. Однако, следует признать, что любой вид его хозяйственной деятельности уничтожает существующее биологическое разнообразие природных систем, сформированных длительным эволюционным путем.

Наука, с точки зрения своего содержания и структуры, представляет собой сложную многомерную систему, поэтому рассмотрение современного мировоззрения требует особого подхода и новых методов анализа. Исходя из этого, данная работа задумана, как изложение системы соответствующих взглядов и истоков развития мировоззрения, его связей с наукой, философией, естествознанием и практической жизнью общества, где важное место занимает сам процесс формирования мировоззрения, происходящий под воздействием многих генетических и социальных факторов. Среди этих факторов можно назвать семью, род, труд, обычаи, класс, связь с религией,  общение с искусством, людьми и повседневной практической жизнью.

Мировоззрение как общественное знание принимает активное участие в человеческой жизни, выражая дух эпохи, интересы и взгляды различных социальных групп. На протяжении всей истории, огромную роль в его формировании играло и играет общение человека с природой. Здесь на первый план выступают традиции и мифы, которые на протяжении тысячелетий стали основой возникновения мировоззрения человека, развития мышления, языка в условиях жестоких законов жизни, которые диктовала им природа. Именно здесь, на основе трудового опыта, медленно, но неуклонно накапливались навыки и традиции, взгляды на жизнь, Знания, Вера и Разум.

Научное мировоззрение позволяет глубже понять связи общества с природой. С одной стороны, наука призывает к натуралистическому пониманию общественных процессов и законов развития общества, отождествляя их с явлениями природы, а с другой стороны, наблюдает и признает особенности этих процессов. Это позволяет сделать вывод о том, что нельзя законы общественной жизни однозначно и одномерно приравнять к законам естествознания.

Только научное диалектико-материалистическое мировоззрение дает ключ к полному пониманию и познанию общественной жизни и собственных законов ее развития. Поэтому «для всех исторических наук, (а исторические науки суть те, которые не являются науками о природе) являлось революционизирующим открытием то положение, что способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще, что все общественные государственные отношения,  все религиозные и правовые системы, все теоретические воззрения, проявляющиеся в истории, могут быть поняты только тогда, когда поняты материальные условия жизни каждой соответствующей эпохи, и когда из этих материальных условий выводится все остальное [5].

Материалистическое понимание исторического процесса позволяет увидеть и практически преодолеть главные пороки религиозно-идеалистического понимания законов развития общества. Историзм научной социологии противоположен антиисторическому пониманию концепции и буржуазной социологии. Старая идеалистическая социология отживает свой век. Следование научному мировоззрению в социальном познании требует тщательного изучения социальных противоречий современной общественной жизни и борьбы, конкретного анализа соотношения классовых сил, выявления исторической необходимости его социального развития, тщательного изучения исторических форм, осуществления социального прогресса, ведущего к справедливому обществу, непрерывно улучшая условия жизни людей труда, культурному просвещенному обществу.

Истинно научное обществознание может базироваться только на научно-материалистическом мировоззрении и вере. Всякое научное познание, в том числе и социальное, находящееся в непрерывном развитии проходит различные стадии и фазы, которые определяются специфическими социальными, научными, техническими, культурными фактами и условиями людей труда. Важнейшим фактором роста социального сознания является мировоззрение жителей планеты. Оно определяется не только уровнем развития материального производства, но и интеллектуально-духовным миром человека, его общим взглядом на жизнь, мир, на смысл собственного бытия, на развитие убеждений и идеалов, в которых выражаются практическое уважение к природе, обществу и самому себе. Именно здесь формируется сознание человека, способ его жизни, самостоятельность, в которой природа и общество всегда нуждаются. Здесь оно возникает и развивается в ходе практического преобразования мира из потребностей общественной практики жизнедеятельности людей и формируется обществом в процессе производительной, общественной и духовной деятельности, в процессе воспитания и образования индивида.

Человек в ходе развития культуры и практической деятельности исходит не только из настоящего реально существующего и действительного мира, но и с позиций будущего своего развития. Оно является способом духовно-практического освоения мира, где духовное овладение является его отражением и дополнением. Мировоззрение – это способ осознания человеком своей деятельности.

Мировоззрение отдельного индивида представляет собой совокупность и единство определенных знаний, взглядов и убеждений, которые  реализуются вместе с практической, трудовой, познавательной и общественной деятельностью. Мировоззрение также включает в себя смысл человеческой жизни, его общественной и трудовой деятельности, которые определяют становление сознательной деятельности человека. Ценностная характеристика явлений действительности составляет отличительную черту мировоззрения, осуществляясь в процессе общественной предметно-преобразовательной и целесообразной деятельности, направленной на реализацию потребностей и интересов гражданина и общества.

Экономические и политические интересы определенных классов влияют на характер и содержание их мировоззрения, поэтому в зависимости от исторического содержания и оценки действительности, от сущности общественного идеала оно может быть прогрессивным, оптимистическим, регрессивным, реакционным или пессимистическим.

В современных условиях в сфере мировоззрения идет острая политическая борьба. Научное мировоззрение является диалектико-материалистическим мировоззрением прошлого, настоящего и будущего. Объективное и истинное знание необходимо как средство и программа преобразования реального мирового сообщества. Многие из современных капиталистов это понимают, но апологетика старых общественных отношений еще существует и приносит немалое зло всему человечеству.

Общественная наука, как и сама практика социальных исследований, требует от ученых исходить из определенной социальной позиции, определенного понимания общественной жизни и ее оценки, исходя из определенных взглядов и убеждений. Чем богаче развита практика и теория, тем больше она нуждается в науке и является более могучим фактором ее развития. Но ожидать в классовом обществе беспартийной, беспристрастной науки «ни один живой человек не может, не становясь на сторону того или другого класса, даже если он не понял их взаимоотношения. Он не может не радоваться успеху данного класса, не может не огорчаться его неудачам, не может негодовать на тех, кто враждебен этому классу». [6]

Западные учения, теории и научные исследования все более уступают место сражения наемным «писакам», которые очутились в яме лжи. Их изыскания являются уродливой апологетикой со стороны еще сильной буржуазии. Однако, трудящимся людям необходимо иметь объективное и истинное знание, которое может быть использовано как средство революционных преобразований реального мирового сообщества.

Рождение современного научного метода познания обычно связывают с именами Коперника, Галилея, Ньютона, Дарвина, Маркса. Само понятие «научная революция» прочно связано с именами этих великих ученых, с их системой взглядов и теориями, которые можно назвать «мировой научной революцией». Здесь главным является то, что в их синтезе возникло истинное и целостное мировоззрение, которое можно считать научным представлением о Вселенной.

Наука, с точки зрения своего содержания, методов и способов решения, представляет собой сложное образование, многоуровневую систему взглядов на проблему формирования общего мировоззрения для человечества. Но самое главное это то, что народы стали понимать, что такое наука, что такое Вселенная, представшая вдруг в своей простоте и величии.

В современных условиях, когда общество вступило в планетарный кризис, охвативший все сферы деятельности человека, и вынуждающий современное мировое сообщество признать необходимость научного, культурного, экономического, духового и нравственного сдвига в делах людей на планете Земля. При переходе в новое качество, этот сдвиг требует отказа от наукообразия абстрактных и ложных общественно-политических, социально-духовных и экономических моделей и перехода к истинно-научным знаниям, основанным на модели исторического развития народов мира, нравственно-духовных традиций населения планеты.

Только здравый смысл и инстинкт самосохранения, уважительное отношение к природе, практика производственной жизни, высокая наука и культура дадут большинству населения Земли возможность отказаться от предложенных утопических проектов насильственного разрушения мировой цивилизации под общим названием «глобализация».

В этой связи, необходимо признать, что к началу 21 века возникла новая тенденция в развитии научного познания, которая привела к созданию новой научной картины мира, как целостной системы научных представлений о природе, человеке и обществе. Они становятся фундаментальной исследовательской проблемой науки на этапе междисциплинарного синтеза научного знания. Здесь уместно напомнить высказывания К.Маркса о том, что «сама история является действительной частью истории природы, становления природы человеком». Формирование научной картины мира в современных условиях является одним из важнейших аспектов поиска новых мировоззренческих концепций и смыслов исторического вызова, стоящего перед современной цивилизацией. Создавая концепции развития общества, изучая человека и его мировоззрение, уже нельзя игнорировать открытые естественными науками методологические регуляторы, принимающие общенаучный характер и подтверждающие, что наука о человеке включает в себя и естествознание, так как это одна наука.

Сегодня жизненно важно сделать выбор жизненных стратегий человечества, найти пути его действительно цивилизационного развития. Для этого необходимо повышать статус науки. При создании научной картины мира, необходимо использовать синтез естественнонаучных и гуманитарных знаний, которые помогают формировать новые мировоззренческие концепции, эффективно проводить «соревнование» идей с целью выделить лучшее мировоззрение. Новое мировоззрение, опираясь на естествознание, гуманитарные науки и практику жизни, выступает хранителем человека Нового века. В этом качестве оно выступает, как глобальный источник развития мирового сообщества, системы национальной, региональной и глобальной безопасности нового мирового порядка.

Прежде всего, нужно отметить, что формирование мировоззрения человека – крайне сложная и актуальная задача. Она происходит под воздействием многих факторов и не может формироваться  по приказу или через принуждение. Мировоззрение формируют семья, обычаи, традиции народа, общение с людьми, книги, соприкосновение с искусством, литературой, спортом, культурой и реальной  практической повседневностью, в которой находится каждый человек.

Люди живут стереотипами, которые складывались веками. За годы существования цивилизации человечество меняло свои взгляды на мир всего два раза. Впервые это произошло при переходе от собирательства и охоты к выращиванию культурных растений и скотоводству. В это время люди отказались от зооморфных богов и обожествления сил природы, создав «очеловеченных богов», которые затем слились в единого Бога, стоящего в центре мира. Вторая смена произошла относительно недавно, с наступлением эпохи Ренессанса. Тогда в центр мира был поставлен человек, а Бог был окончательно отправлен на небеса. Начался период модернизации, когда знания, наука, рынок, права и свободы человека маргинализировали предшествующие представления об окружающем мире. [7]

Весь мир, вся окружающая нас природа принимаются нами как реально существующие. Эти утверждения первичны, они не расшифровываются, так же как и смысл слова «существующее». Доказать подобное утверждение невозможно. Можно лишь безоговорочно принять или отвергнуть его. «Я верю в то, что мир существует объективно»  -  таково и древнее, и новое его понимание. Познание социальных механизмов и их действия предполагает развитие в конкретных условиях данной общественно-экономической формации, ибо действие общественных социальных законов определяет характер изменений и обуславливает действия механизмов развития общества и личности. Однако, в концепции социального детерминизма социальные законы реализуются посредством деятельности людей, которые не только отражают реальное состояние общественного бытия, но и самой своей деятельностью творят и изменяют его. Следовательно, создавая условия и обстоятельства собственной жизнедеятельности, свое общественное бытие и самого себя, человек воспроизводится на новом качественном уровне. Отсюда вытекает важнейшее программное положение нашего народа о повышении роли человеческого фактора во всех сферах жизнедеятельности общества.  

В свою очередь, повышение роли человеческого фактора в обществе зависит от условий и форм жизнедеятельности людей, от степени их образованности, воспитанности, от степени знания и практического использования законов общественного развития. Однако сегодня даже само понятие «экология» интерпретируется одними - как раздел биологии, другими - как общественно-политическое движение за сохранение окружающей среды, в то время как экология для человека - это его дом и место, где он живет и  взаимодействует с окружающей средой.

Перед народами страны поставлен вопрос о качественном совершенствовании социальной структуры и повышение уровня информированности общества, при этом решение любых практических задач требует четкого теоретического обоснования. Сама теоретическая деятельность становится одной из важнейших движущих сил развития общества. Развитие теоретического знания, тесные связи с практической деятельностью народных масс есть важнейшая задача общественной науки.

Высокая духовность есть важнейшая черта системы современных взглядов на развитие человека, среды его обитания, в которой он живет и вырабатывает определенные мировоззренческие взгляды, вторгаясь в период, когда обществом широко поставлен вопрос о «переломном периоде мировой истории» и создании базы духовного мира человека. Автор любого научного исследования - это историк и социолог, который видит человека в своем ракурсе как составную часть природы, общества, политики и права. Все то, что имеет право на жизнь «homo sapiens» и составляет главную заботу обществоведа. Если человек не найдет ключей в своих взаимоотношениях с природой, он обречен на гибель. Эта мировоззренческая установка является основой мировоззренческого воспитания молодого поколения, ориентируя его на раскрытие духовной базы. Здесь важно все: труд, наука, естествознание, человеческая жизнь, дружеские отношения в семье, с друзьями, коллегами по работе и всем окружающим его миром.

Российское обществоведение полно и обоснованно раскрывает духовный мир человека, тем не менее, необходима новая парадигма развития культуры и ценностей жизни в условиях Нового века. Без этого нет сознательного воспитания юношества, нет понимания и нахождения своего места в природе и обществе, нет стратегии развития. Правильное мировоззрение формируется разными путями и достаточно сложно постигает важнейшие стороны духовного мира человека. Человек живет не по приказу. Новое мировоззрение приходит на смену традиционно-научному, которое утверждает «единственно правильное» мировоззрение. Человек в своих взаимоотношениях с природой и обществом вырабатывает свою стратегию и свое место в обществе. Здесь важно все: обычаи, книги, искусство, труд, история народов, литература и повседневный практический опыт.

Мировоззрение является явлением универсальным и традиционным,  формируясь веками историческими вехами. Человек в своей жизни вырабатывает свою личную стратегию, усваивает традиции, трудовые навыки, образование и при этих условиях все становится на свои места. Здесь важно все: и Платон, и Аристотель, и Суворов А.В., и Пушкин А.С., и другие великие мыслители и деятели. Воспринятые человеком знания и  культура отыскивают скорее полезный практический опыт, а не научные догмы прошлого. Это задача не просто педагогическая, а задача социальная, культурная, духовная и политическая.

Сейчас зарождается общепланетарное понимание особенностей характера взаимоотношений природы и человека, человека и знания, человека и закона, поэтому вся эта система знаний должна объединиться определенным философским документом. Здесь важно все: семейные традиции, мифы, сказки, труд, которые на протяжении тысячелетий влияли на сознание и мировоззрение, оказывая универсальное влияние на традиции и на развитие человеческой личности.

«Мы так много знаем и как мало еще понимаем» - к такому выводу пришел век 20-й, который внес большой вклад своими научными открытиями, изобретениями, во многом меняя мировоззрение и опыт текущей жизни. Духовному миру нужен огромный запас человеческих знаний, структуры политических ценностей и нравственных норм. В тоже время появилась необходимость в понимании самого процесса развития и его целей, в знании объективной реальности и духовного мира развития человека. Еще велика роль стихии и человеческих страстей при поиске рациональных путей развития общества.

 Литература.

[1]. Холодный Н.Г. Мысли натуралиста о природе и человеке. //Русский космизм: Антология философской мысли // Сост. С.Г. Семенова, М.: Педагогика-Пресс, 1993, с. 332

[2]. Яновский Р.Г., Простов А.Ф. Мировоззрение как элемент бесструктурного        управления социальными системами. М.: Навигут №1, 2006. с.22

[3]. Анатомия кризисов. Сборник. М.: Наука,1999.

[4]. Арчегова И.Б.Экологическое мировоззрение – основа развития. //  Вестник российской Академии наук. Том 73,  № 2, 2003 с . 115

[5]. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.13. С.491

[6]. В.И.Ленин Полн. Собр. Соч. т.2, стр.547-548

[7]. Лосев К.С. Естественно-научная база устойчивой жизни. // Вестник российской Академии наук. Том 73,  № 2, 2003 с . 110

® Copyright © Простов А.Ф. All Rights Reserved. Публикуется на правах рукописи, все права сохранены, ссылки при перепечатке обязательны. Основные идеи,  новая наука, новый научный метод, модели, концепции, проекты и кейсы готовых решений автора опубликованы на сайте "Центр политической кибернетики":  www.politcyber.ru

 

Вы спрашивали, мы отвечаем

Задать вопрос вы сможете после регистрации

Подписчики: 1595

Регистрация/Вход

Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования Яндекс.Метрика