Центр политической кибернетики

«Набор фактов не есть представление о предмете – когда понятен смысл, то мелочи не имеют значения, их можно отбросить или набрать новые...»

 

Посещений: 469357

 

Простов А.Ф. – политолог, кандидат политических наук. Зам. директор «Института управления ресурсами человека» РГСУ.

Статья:  «Неизвестное национальное наследие: содержание идеи «целевого капитала»

продолжение статьи  «Стратегия и смысл экономических трансформаций в России», которая открыла дискуссию по реализации ФЗ РФ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» № 275-ФЗ от 30 декабря 2006 года.

Статья опубликована в журнале  «Дом культуры» № 4. 2008.

  «Судьбоносные идеи – согласных с ней она ведет, а несогласных  тащит».

Сегодня мир превратился в арену противоборства и соревнования в скоростях приспособления разных государств к условиям наиболее результативного и эффективного независимого хозяйствования. Все стремятся проводить исследования и разработки по целевым проектам и программам, которые подвергаются внешней, компетентной проверке и конкурируют друг с другом за получение финансовых и прочих ресурсов. Эта тенденция называется «Национальная стратегическая инициатива». Она предписывает исполнителям целевых проектов целевое расходование средств и ресурсов. Это принуждает исполнителей достигать максимальных результатов при минимальных расходах. Инициатива декларирует переход от устаревших стимулов к новой мотивации, где созидание нового происходит без разрушения старого. Однако проблема заключается в том, что наши современники, не понимая главного смысла этих идей, превратили их в нагромождение «большой кучи хороших слов», в том числе в виде федеральных законов.

Историческая справка. Будущее - это достояние прошлого, которое как национальное наследие есть потаенное бытие и коллективная метафорическая память, память в образах, обращенная в будущее. Оно содержит в себе прорывные идеи, значение которых возрастает с каждым днем. Чтобы научиться решать проблемы нужно уметь «максимально дальше возвращаться в прошлое к своим историческим корням и истокам зарождения проблематики будущего в этом прошлом».

Любое наследие требует для своего понимания высочайшего напряжения духовно-творческих сил и нуждается в современной расстановке акцентов внимания. Первое, что необходимо для этого сделать, это оценить различные подходы к изучению самого наследия и выбрать из него все самое лучшее и реальное, создать «духовно-культурную матрицу», которую нельзя разрушить. Данный процесс начинается с герменевтики: читать, переосмысливать, запоминать, подключать интеллект, интуицию и инстинкт, который безошибочно определяет, что есть свое, а что чужое. Посредством этого мы получаем возможность действовать из прошлого в будущее; соединять все смыслы и значения коллективно-исторического в «единый знак», который представляет собой особую точку пересечения смыслов многих форм духовно-эмоционального и интеллектуально-реалистического понимания мира.

Современное бизнес-сообщество в России можно назвать «второй волной» отечественного частного предпринимательства. «Первая волна» проявилась после отмены крепостного права в 1861 году и стремительно нарастала вплоть до революции 1917 года, уничтожившей весь российский предпринимательский класс. Эти «две волны» отличаются друг от друга по многим признакам. Предприниматели первой волны выросли из торгового капитала, поэтому сами начинали свою предпринимательскую деятельность в промышленном масштабе, будучи купцами, накопившими собственные денежные средства и имевшие условия свободно распоряжаться ими. Уже тогда выяснилось, что на пути развития перед каждым предпринимателем возникают два главных препятствия – это административно-ведомственный бюрократизм и рыночный либерализм, определяемый как мировая конкуренция. Бюрократизм – это налоги, которые являются насильственным изъятием созданного трудом продукта. Их собирают те, кто не понимает и презирает процесс труда, но при этом любит находиться в состоянии «бесполезного времяпрепровождения». Поэтому прогрессивно мыслящее купечество сорганизовалось в различные гильдии и успешно противостояло коррупционной бюрократии царского режима посредством лозунга: «Все на пользу общества».

Предприниматели первой волны сами установили пределы проблем и рисков либерально-рыночной экономики в условиях товарно-денежного обмена, сообразуя свои интересы и замыслы с осознанием необходимости сохранения социального здоровья общества. Поэтому предпринимательское сообщество решило добровольно вкладывать свои деньги в развитие социальной и инновационной системы России. Отсюда появилась всем известное «русское  меценатство», средства от которого шли на строительство больниц, домов для бездомных, храмов, школ, музеев, публичных  библиотек и на поддержание науки, в том числе на реализацию самых безумных, с точки зрения того времени, инновационно - технических проектов. Они рассматривали успех в виде зарождающихся идей, которые должны пройти определенные стадии развития прежде, чем проявится сущность, свойство и потенциал этих идей.

В основе этого процесса стояли новые принципы «независимых, неприбыльных, некоммерческих отношений» собственности социальных новаторов. Это позволило социализировать жизнь многих людей по всем основным параметрам одновременно. В этой связи, необходимо упомянуть имя вологодского купца Христофора Семеновича Леденцова и созданные им социальные нововведения, которые вызвали эпохальные сдвиги и перевороты в культурно - цивилизационном развитии человечества в глобальном масштабе. Эти новации гениально просты, высоко эффективны и долговечны.

Благотворительность рассматривалась как особого рода деятельность успешных людей. Поэтому, размышляя над причинами социальных болезней общественного организма и изучая возможности устранения причин вместе с их последствиями, он пришел к выводу, что благотворительное отчуждение денег и прочих материальных благ страждущим приносит обществу и благотворителям слишком мало пользы, а иногда даже и вред.

Со временем страждущих становится все больше, а страдать они стараются максимально «круче», потому что страдания являются залогом благотворения и привлекают к себе внимания тем больше, чем масштабнее и ужаснее проявляются эти «страдания страждущих». Поэтому первой его новацией стал вывод о том, что прежде всего, нужно сохранить сам благотворительный капитал, поместив его в самое безопасное место, где он станет недоступным для «страждущих» и для всех тех, кто способен самозабвенно «проедать» его без зазрения совести с минимальной пользой для общества. Таким местом, способным вмещать в себя капитал, делать его неприкосновенным, но приносящим доход в виде процентов, оказались ценные государственные бумаги и акции преуспевающих частных компаний. Благотворительность приносит в жертву возможности и потенциалы социального развития людей и сообществ. Со временем она превращает людей в пассивных иждивенцев:

богатство –> благотворительность –> нищета –> иждивенчество –> деградация.

Он приходит к выводу, что как таковое равенство существует только у животных, да и то стадного характера. На самом деле, труд является основой и причиной неравенства между людьми. Написаны тома утопий о презрении к труду и стремлении к ничегонеделанью,  в то время как ценность всего определяется исключительно количеством затраченного труда. Дворянство, помещики, интеллигенция – это все люди, жившие за казенный счет и бездарно промотавшие огромные деньги, полученные от правительства.

Корень человеческого благополучия находится не только в результатах физического и умственного труда, но и в духосозидающей мировоззренческой работе, в творчестве разумного труда, которые ведут к общей внешней пользе и внутреннему благу. Здесь главный герой – это молчаливый «постепеновец» - трудолюбец. В нем есть все: способность, возможность и желание труда, но есть и горько-запойное, безудержно-безрассудное отвращение к труду. Здесь и социализм, и индивидуализм выступают как препятствие мировоззренческого познания. Это две утопии: утопический социализм есть крайняя точка – противоположность утопии индивидуализма. На самом деле истина находится в их среднем сочетании.

Социализм имеет два лица – теоретическое и практическое. Первое заманивает доверчивых людей в ловушку, а второе ее захлопывает, подвергая всех попавшихся физическими и моральными мучениями. Теоретический социализм и предполагаемые им цели несообразны с практическими методами их достижения. Лозунг «Общее благо для всех одинаково равное»  является внутренним противоречием между красивым названием и некрасивым содержанием этого Учения, ложность которого очевидна. Идея социализма отвечает дурным наклонностям людей и поэтому привлекает массы. Она интересна людям, в которых погашена живая струна личной инициативы.

Последствием социализма является застой и порабощение другими народами, далеких от этих утопических увлечений. На самом деле, развитие человечества началось с признания потребности сначала личного, и только  потом  общего блага. На их сочетании покоятся все законы и модели управления. Разумное сочетание государственно-общественных интересов с личными интересами.  Эти два полюса попеременно берут верх в мыслях и действиях человека: процветание индивидуализма приводит к распространению социализма и наоборот. Основная ошибка социалистов в том, что их справедливость предусматривает подавление личной инициативы, которая по своей сущности ведет ко всем видам прогресса, заставляя других подражать этому примеру. Таким образом, основоположники нового мировоззрения видели главное для людей препятствие в «колебаниях маятника» общественного умонастроения между этими двумя утопиями: общественное и личное, идеальное и материальное. Золотая середина не может остановить этот маятник – он взлетает все выше и выше. 

Эти выводы подтвердились и в советское время, когда «закрома Родины» стали номенклатурно-чиновничьим «общаком» Мирового коммунистического движения. Поэтому, вместо номенклатурно-партийной команды, собранной по принципу личной преданности и исполняющей любые несуразности, во власти нужны люди, знающие дело системно и целесообразно на основе проверенных и испытанных научных гипотез. Современное управление страной подтверждает исторический вывод - все зло человечества сидит и прячется в бюджетно-бюрократических и в либерально-рыночных интернациональных системах. Они портят жизнь и ломают судьбы всем, кто туда попадает. Системы невозможно изменить, просто перемещая и меняя в них людей. Общество должно организовать погоню за нематериальными ценностями.

Следующей социальной новацией стало решение о передаче всего неприкосновенного «благотворительного капитала» и нарастающих на него процентов в коллективную собственность научно-практических сообществ, способных изучать,  исследовать и лечить социальные болезни всего общественного организма. На свои средства он создал  в 1885-1897 годах три таких сообщества: Ломбард, призванный финансово содействовать начинающим предпринимателям, Технический музей содействия труду, для оказания технического содействия предпринимателям на уже действующих предприятиях, и Общество содействия успехам опытных наук и их практических применений в промышленном производстве и иной хозяйственной деятельности народонаселения России.

Исследуя деятельность этих социальных инициатив в историческом аспекте, можно увидеть, что именно они дали возможность российскому предпринимательству первой волны развиваться на основе принципиально новых социально-экономических отношений: «независимого, неприбыльного, некоммерческого» типа. Эта наукоемкая  «IT – технология» социально-экономических отношений, условно названная нами «Три - Н - матрица», вобрала в себя все известные достижения предшествующей социально-инновационной работы человечества и является прообразом его будущего постиндустриального развития. Поэтому ей, как идее-проекту, нужно уделять особое внимание, так как найдется много «специалистов-толкователей», способных исказить первоначальный смысл этой идеи под свои национальные или корпоративные интересы, чтобы очередной раз обмануть  человечество.

«Три - Н - матрица» включает в себя пять основополагающих принципов духовно-творческого общения людей, соблюдая которые возможно генерировать для себя и для общества новый тип общественно-политических и социально-экономических отношений, способных излечивать общественный организм от разнообразных социальных болезней, причем от всех и сразу. Эти принципы были включены в текст Устава Общества содействия как «Завещание Х.С. Леденцова», в котором он предписывает обществу следующие правила и порядок распоряжения денежными ресурсами:

Принцип 1. Общество ученых и изобретателей, пользующихся средствами фонда, не должны «проедать» неприкосновенный капитал, а расходовать только нарастающие на него проценты.

Принцип 2. Девяносто процентов средств  фонда должны расходоваться на финансирование разработок пионерских открытий и изобретений, и только десять процентов - на оплату деятельности самого Общества, связанной с оказанием содействия авторам перспективных изобретений и открытий для их разработки и практического применения.

Принцип 3. Принимать к финансированию и обслуживанию, не взирая при этом на образовательный ценз, ученые степени и звания авторов, прежде всего те открытия и изобретения, которые при наименьших затратах дают наибольшую реальную пользу большинству населения.

Принцип 4. Содействовать преимущественно тем ученым и изобретателям, которые уже что-то сделали и продолжают делать сами. Содействие оказывается не столько деньгами, сколько организационно-экономическими и материально-техническими средствами возможных производителей и потенциальных потребителей открытий и изобретений, поддерживаемых Обществом.

Принцип 5. При распределении денежных доходов, возникающих при практическом применении открытий и изобретений, 90% средств должно поступать обратно в фонд с целью усиления спонсорской деятельности Общества, а 10% доходов остаются в распоряжении авторов для дальнейшего их усовершенствования на принципах самофинансирования. [1]

Вышеперечисленные принципы выступают в жестко детерминированной связке и строго заданной логической последовательности, обеспечивающей интеграцию всех видов социальной работы и системных эффектов в единый «узел». Это придает деятельности «Три - Н - матрицы» кумулятивный характер и позволяет приносить максимально возможную пользу социальному благополучию большинства населения при минимальных расходах сил и средств. В этом состоит суть и раскрывается масштаб замысла глобально развернутой социальной работы, необходимой для понимания «второй волны» российского бизнеса – сообщества в условиях глобальной конкуренции за исчезающие природные ресурсы на фоне постоянно возрастающего планетарного  потребления.  

Принципы «Три - Н - матрицы» освобождают человека от пагубного влияния ведомственно - бюрократических и либеральных корпоративно-рыночных механизмов управления; предоставляют инновационно мыслящим людям возможность действовать свободно, ориентируясь не на корпоративно-бюрократические, а только на личные и общественные интересы; освобождают сознание человека от лживых суеверий и дают возможность адекватно воспринимать реальность; отказаться от стремления занять доминирующее положение ради своего личного благополучия в ущерб своему природно-социальному окружению. Новая система отношений позволяет избежать попыток решения межличностных противоречий посредством правовой формы их регулирования, выраженной политической формулой: «Вся власть закону», предлагающая провести пол-жизни в судах.

Реализация этих идей оформлена и известна сегодня как «Менделеевский проект», где представлен информационно-аналитический материал, раскрывающий специфику различных механизмов формирования гражданского общества в современной России. Проект объединяет в себе идеи русских мыслителей, достигших наивысших успехов в размышлениях по этому вопросу. Всех их объединяет идея «коллективного знания» и совместного социального поведения индивидов через новые формы, приемы и способы их творческого общения. Это способствует формированию гражданского общества, где вся совокупность этих идей получила название «независимых, неприбыльных, некоммерческих механизмов хозяйствования». Это такое гражданское общество, которое складывается из людей, ставящих своей целью достижение общественного благополучия, как благо для всех и для каждого.

Стратегия и тактики нацелены на построение в России гражданского общества, которое обладает огромными природно-географическими, сырьевыми и человеческими конкурентными преимуществами. Проект нацелен на консолидацию инициативных усилий в применении новый идей на практике. Заложенные в проекте идеи наследия обладают непреходящим научно-практическим значением, так как уже содержат описание нашего социального будущего. Законодатели, не понимая главного смысла этих идей, превратили их в нагромождение «кучи правильных слов», что являет собой яркий пример информационной мутации.

Данную идею можно реализовать посредством создания «Единого информационного окна», в котором совмещены все известные проблемы. Это «окно сознания», которое дает возможность видеть «все и сразу» в рамках единого научно – интеллектуального подхода. Чтобы приумножить личный опыт, надо самого себя вводить в общий трансформационный процесс посредством организации информационного мониторинга событий. Необходимо сознательное содействие друг другу в совместном улучшении материального и духовного благополучия. Новые формы генерации существующих новаций предполагают прекратить процесс распыленности духовно-творческих идей и опыта по различным отделенным друг от друга сферам жизни человека. Только таким образом можно создать условия для того, чтобы человек мог мыслить свободно и предметно, действовать по мысли и воле через сознание и веру -  в этом скрыт источник русской силы.

«Синергетический эффект Леденцова»: «эффект информационного свечения». Нашей цивилизацией движет энергия человеческой природы, поэтому, чтобы понять историю цивилизации, надо понять суть самого человека, существа сложного и противоречивого, наделенного способностями и потребностями телесными и духовными, инстинктами самосохранения и приобретенными желаниями творческой самооценки. Все побудительные мотивы человека основываются на этих доминантах, но приоритетность одной из двух делает людей разными: одни готовы отказаться от жизни ради чести, а другие от чести ради жизни.

Конфунцианство определяет четыре типа людей: «свободные» - это те, кто имеет знания от рождения; «обучаемые» – это те, кто умеет приобретать знания от обучения; «самообучаемые» - это те, кто приобретает знания методом «проб и ошибок», и «необучаемые» - это те, кто, пробуя и ошибаясь, не усваивает никаких знаний. При этом только первая группа тяготеет к справедливости, а все остальные – к выгоде.  [2]

В этом контексте, русские всегда и во всем были первопроходцами, но при этом никогда не искали выгоды лично для себя, они хотели благополучия всех людей. Известные русские ученые-исследователи Павлов И.П., Циолковский К.Э., Менделеев Д.И.,  Вернадский В.И., Сорокин П., Гумилев Л.Н., Шпет Г.Г. создавали систему инструментов, которые можно использовать в разных комбинациях при реализации разных функций, чтобы добиться кумулятивного эффекта и увеличения числа достигаемых результатов. Без этого системного эффекта человечество потеряет природную базу своего существования, так как потеряет источник и средства обновления жизни ради ее продолжения через развитие. Анализ природы систем и явлений как алгоритма запрограммированных действий, где каждое по отдельности не раскрывает всей подлинной сути и предназначения, но все вместе интегрируются в стройную систему, обладающую высокой мощью инновационного воздействия на процессы посредством формирования социально-экономических эффектов:

неприкосновенный капитал + пропорция на потребление и инвестирование 10:90% + критерий оценки первоочередности проектов: «минимум затрат, максимум пользы» + принцип «кто уже что-то сделал сам» + пропорция 10:90% распределения доходов от изобретения между автором и фондом. 

Здесь очищают от эгоизма и практицизма. Творческие группы – это один из полюсов, так как второй полюс притягивает к себе предприимчивых людей. Их называют «бизнес-ангелы», потому что они – «богатые люди, спасающие бедные таланты». Вместе они составляют «стволовые клетки общества», которые спасают весь организм, восстанавливая его жизнеспособность. Чтобы их соединить, необходимо, чтобы между ними существовало «патриотическое родство», духовно связанное с Родиной и родной природой. В этом случаи они формируют систему обмена обязательствами и интеллектуально-денежными кредитами самообразования некоммерческого типа. Так проявляется «природная двойственность жизни». Так действует «сотово-матричная» система управления, которая создается из двух противоположных элементов: константы (стационар, жесткая форма, женское начало) и переменной (свобода хаоса, гибкое содержание, мужское начало) . [3]

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что общение с внешним миром и информационная открытость есть наиболее вероятный путь к достижению общественного согласия, а конкурентоспособность в условиях современной глобализации определяется не только величиной производственных и финансовых активов, но и нематериальными ресурсами компаний, а также качеством управления разными рисками. Структура социальных инвестиций включает в себя результативность Программ социального развития компаний (гарантии непрерывного образования, мониторинг и сохранение здоровья, спорт, отдых, социальное обеспечение семьи и детей сотрудников, поддержание благожелательного общественного мнения о компании), где государственно-частное партнерство становится «посевным капиталом» для доработки и реализации инновационных идей компаний. В условиях глобализации всем им приходится учитывать не только географические природно-климатические условия, но и влияние мировой глобальной системы управления.

Мировая глобальная система управления является фоном, на котором происходят трансформационные изменения в России и в мире в целом. Эта система создает проблемы для правящих элит в вопросе сохранения и удержания их привилегированного положения в обществе и вынуждает действовать по принципу «двойных стандартов»: один для себя и своих друзей, а другой  - для всего остального мира и никаких исключений для России они делать не собираются. Их цель – сохранить у власти в других странах «средние кадры», преклоняющихся перед Западными достижениями и послушными Западной элите, чтобы с их помощью не допустить развитие «третьего сектора экономики» на принципах «Три - Н - матрицы». Для себя – это развитие «третьего сектора экономики» с этими механизмами и творческим общением людей, самоорганизующихся вне школы, вне офиса, что обеспечивает условия для широкой ротации управленческих кадров.

Существует мнение, что в период «холодной войны» Западные страны применили против СССР тактику «дискриминации объекта»: договорились засекретить от него масштабы капитализации интеллектуальной собственности, интенсификации своих исследований и разработок в этой сфере экономики. Были запрещены любые публикации по этой теме;  установлен тотальный контроль и разработана система мероприятий, препятствующих проведению аналогичных работ в Советском союзе; составлен список технологий и оборудования, запрещенных к поставкам в социалистические страны. Независимые некоммерческие отношения стимулировались во всех капиталистических странах через внебюджетные фонды, но тормозились во всех других странах, особенно в СССР. Это совокупность работ, нацеленных на более глубокое погружение в объективный смысл и реальные жизненные возможности того, что скрыто за понятиями,  терминами и принципами «новотворчество» и «содеятельное ведение творческих дел». Здесь речь идет о «третьем секторе» западной экономики (НКО и НПО), основанном на «целевом капитале» и состоящим из определенного набора элементов.

«Целевой капитал» – это методология управления жизненной энергией социума, где объектом воздействия является «общественно-кадровая система управления». Власть может ослабить и развалить страну за счет неправильного управления собственной внутренней социальной энергией, где властвует примат законов над здравым смыслом. Это разрушительная энергия «правового абсурда», который мы наблюдаем во всем мире. Необученные люди у власти способны перенаправить созидательную социальную энергию в русло разрушения и уничтожения народов, населяющих ту или иную территорию. Возникает ситуация, когда любое действие или бездействие имеет негативный результат и последствия. Однако, свободные люди - новаторы - способны перенаправить разрушительную социальную энергию в русло созидания. Для этого они используют принципы АЛМ.

Абстрактно-логическое моделирование (АЛМ) – это проявление формы и содержания процесса формирования проблем и способов их решения. АЛМ определяет уровни и пределы эффективности, а также характер влияния эффективности на те или  иные процессы. АЛМ исходит из того, что людям нужна постоянная шкала ценностей, обосновывающая их жизненные ориентиры, которые будут побуждать человека творчески относиться к своей деятельности. Население и власть должны научиться использовать в качестве созидающей силы энергии, существующие внутри страны через их концентрацию и движение в нужном направлении. Сами по себе эти энергии целенаправленности иметь не могут, для этого нужен механизм – стремление к благу, так как человеку свойственно искать «состояние счастья».

Раньше эту функцию выполняли традиции и религия. Потом эта функция перешла к государству. Теперь это делают торговые компании через рекламу своей продукции. Таким образом, человеческое «счастье» заменено товарным потребительством – «счастьем от роста потребления». Это представление о благе формирует сознание и создает направление движения социальных энергий и придает человеческим желаниям нужную форму. Но есть люди, получающие удовольствие более высокого плана – «Элита духа». Для них экономика является вспомогательным средством для решения задачи духовной, которую они решают посредством идей, заложенных в нашем национальном наследии. Одним их них является понятие «целевого капитала», посредством которого могут быть решены основные общественно-политические и социально-экономические проблемы. Ниже приводится перечень, составленный по алгоритму последовательности и мере возрастания сложности, масштабов и значимости  решаемых проблем:

1. Проблема гарантий и заботы общества обо всех нуждающихся, которая решается в рамках государственной социальной политики в сочетании с благотворительностью.

2. Развитие средней и высшей школы на основе новых знаний и перехода на новую систему «ноосферного» образования.

3. Создание экономических условий для развития инновационного малого и среднего бизнеса, посредством чего формируется экономическая база для построения гражданского общества и местного сетевого соборно-общинного самоуправления.

4. Консолидация всего интеллектуального потенциала страны посредством новых приемов и способов духовно-творческого общения и прорыв пределов уже имеющихся знаний.

5. Опережающее ускорение темпов развитие инновационной науки и построение системы быстрого внедрения в производство полученных новаций. Капитализация интеллектуальных ресурсов страны. Создание общего банка инновационных данных.

6. Консолидация нации посредством решения проблем, связанных с социальным, сословным и этническим расслоением.

7. Внедрение новых общественно-экономических отношений в социуме.

8. Создание новой общественно-политической формации: «социалистический капитализм» или «капиталистический социализм».

9. Формирование нового свободного человека с «ноосферно-экологическим» мышлением, сочетаемым с духовно-творческим самоуправлением.

10. Мировое интеллектуально-нравственное лидерство России и благоприятное влияние на развитие других стран посредством новой системы управления общественно-политическим и социально-экономическим развитием.

Социальная экспертиза - это постоянно действующий мониторинг за действиями власти и формирование оценок принимаемых властью решений по критерию социальной полезности последствий от реализации этих решений.  Социальная экспертиза включает в себя разработку практических рекомендаций для всех уровней управления государством и экономикой.

Анализ ситуации и различных идей по поводу решения современных проблем, проведенный в рамках данного подхода и оформленный в виде «матрицы дерева целей и ответственности», позволяет сделать вывод о том, что суть проблемы сводится к поиску оптимального соотношения  власти и полномочий, обязанностей и ответственности между: политическими лидерами (избранной властью), чиновниками (назначенным аппаратом) и гражданами (источником власти). Степень реального участия граждан определяется уровнем и масштабами общественного контроля над исполнением принятых решений. Здесь необходимо пересмотреть круг лиц, которые реально представляют общественные интересы в переговорах с бизнесом, властью и мировым сообществом.

В этой связи, назрела необходимость перераспределить властные полномочия и ресурсы от центра и среднего «субъектно-регионального» звена управления в пользу  органов местного самоуправления, чтобы как можно больше вопросов решать на низших уровнях управления. Для их решения необходимо сначала изменить научно теоретические подходы в отношении меры соответствия «самовластья» элиты и «самоуправления» народа.

В этой модели «целевой капитал» является элементом новой системы инвестиционно - проектного управления экономикой и выступает как альтернатива широко известных систем: «бюджетно-распределительной» - советской  и «либерально-рыночной» - западной. Здесь иерархия ценностей начинается с нравственных человеческих качеств, которые выше и важнее коммерческой прибыли. Кроме того, соединение принципов, смыслов и содержания этого ФЗ с другими ФЗ «О потребительском обществе» и ФЗ «О местном самоуправлении» создает тот самый правовой синергетический эффект, в результате которого государство через местные поселения – общины получит совершенно новое качество, мощь и ресурсы.  В этом заключается смысл и цели новой системы управления в России – «соборно-сетевого самоуправления», известного в истории как «Принципат». [4]

Однако, вместо этого незрелые современные политики и еще более незрелые патриоты заразились идеей «распределительного социализма», который погубил Советский Союз, и совсем не обращают внимания на собственное национальное наследие по организации и управлению инновационной экономики, благодаря которому Запад сегодня процветает. В современной интерпретации эту идею можно сформулировать как замену действующей либерально-рыночной и бюджетно-распределительной системы, которая чаще всего приводит к провалу замысла или к незначительным достижениям на проектно-целевую кредитную систему управления экономикой и ресурсами.

Сегодня необходимо снизить количество чиновников всех уровней и расходы на их содержание, перенаправив бюджетные финансовые потоки на реализацию общественно-политических проектов силами НКО и НПО, создав фонды целевых капиталов, основанных  на «принципах Леденцова». Сформировать всероссийский рынок инновационных проектов НКО. Усилить и расширить горизонтальные связи в обществе и в экономике. Сформировать правовые основы для введения в России независимого гражданского экспертного управления, так как дать объективную оценку деятельности чиновников и государственных проектов могут только независимые ученые-эксперты.

Стране нужна новая система общественной экспертизы качества и достоверности информации и участия в принятии общественно значимых решений. Для этого нужно объединить экспертные ресурсы страны и создать «Союз независимых экспертов России», который организует независимую общественную экспертизу во всех сферах деятельности власти и бизнеса. Независимая экспертиза – это подушка безопасности для всего общества, способная остановить произвол чиновничества и распространение негативного Западного влияния; это механизм ненасильственного преобразования общества.

Кроме того, России необходимо перестроить и повысить качество своей государственности, системы власти и управления, ориентируясь на критерии эффективности и конкурентоспособности государства, где защита и развитие человека как основного капитала новой экономики превращается в основную государственную функцию. Для этого нужно обеспечить высокое качество всех основных процессов: организационных, информационных, производственных, финансовых и социальных, так как по причине неправильного понимания происходящих процессов, своих прав и обязанностей страна имеет высокие риски, дорогие кредиты и огромную потерю времени. [5]

В стране должна появиться «нефинансовая отчетность», посредством которой предприниматели, работающие в России, будут давать отчет о своей деятельности не только государственным налоговым органам, но и всему обществу, с целью завоевать доверие у большинства. Доверие можно получить посредством активного и масштабного участия бизнеса в решении проблем, связанных с социальной сферой на всей «территории своего присутствия». За счет такого «проектно-целевого» управления ресурсами бизнес будет знать, что и как надо делать со своими свободными средствами и нефинансовыми активами, а также что он получат в итоге.  Эти проблемы решаются посредством принципов и механизмов организации хозяйствования, основанного на «независимости, неприбыльности и некоммерческих отношениях», которые по своей эффективности и результативности превосходят государственно-бюрократические и рыночные механизмы товарно-денежного обращения - их цель внедрить в России как можно больше государственно-ведомственного бюрократизма и частнособственнического правового капитализма.

Инновационное пространство переходного периода. Заказчикам нужны такие новые идеи, которые работают на сохранение старого порядка и их социального статуса. Именно по такому принципу распределяются гранты на разработки новых знаний. Это автоматически отвергает все новое, что может коренным образом изменить ситуацию в пользу природосообразности принимаемых решений и действий; совершить великие экономические и управленческие преобразования в обход рыночно-чиновничьего государства по направлению к независимому и некоммерческому гражданскому обществу и «соборно-сетевому самоуправлению» в России, где вместо денег и власти доминирует знание; где снимается проблема социального неравенства, которое поддерживается рынком и бюрократической системой управления, но устраняется за счет самообразования «вне школы, вне вуза» и приобретения практики и навыков творческой инновационной деятельности в режиме «вне офиса». Чтобы выжить в 21 веке, нужно заменить старую форму и методы управления в государстве, а также изменить само содержание жизни общества.

Процесс начинается с того, что появляются новые толкования самой проблемы: «Спасти богатых от власти богатства»; «вытащить из нищеты талантливых людей, и они спасут все общество». Вытащить из богатства, как из нищеты, случайно попавших туда людей, так как богатство получило власть над своим хозяином, ввергая его в духовную нищету и страх стать бедным, боль души превращается в жуть отчаяния. Эти проблемы способно решить «Леденцовское общество содействия успехам» - «Общество друзей человечества», которое внедряет в жизнь новые формы духовно-творческого самоуправления человека, общины, страны, человечества. Эта самая доступная для понимания большинства населения России идея преобразования.

Изобретения и инновации. Новая идея – это центр информационного и экономического притяжения людей и ресурсов. В Японии фирмы платят своим сотрудникам за любые, даже бесполезные идеи, то есть за инициативу, желание, умение работать – мыслить. Индустриальное общество заказывает идеи, которые ему необходимы для сохранения «статус-кво», и блокирует идеи, которые подрывают его основы, поэтому инвесторы не могут ими воспользоваться в ущерб своему бизнесу. Например, новые источники энергии не нужны нефтегазодобывающим компаниям, а чиновники всегда будут противодействовать любому преобразованию, которое уменьшает их значимость и востребованность. Экспертами отмечается низкая эффективность бизнес-планирования инноваций.

Бизнес-план – это заявка, действующая как механизм соединения автора идеи  (владельца интеллектуального капитала), с владельцем финансового капитала через посредничество экспертов, которые способны понять замысел автора. Кроме того, всегда есть риск конфискации идей автора посредниками, поэтому автор не всегда раскрывает до конца суть «ноу-хау». Происходит рекомбинация элементов идеи: недобросовестные эксперты и инвесторы выхолащивают и урезают инновацию, оценивая ее с точки зрения своего субъективного мировоззрения и личных предпочтений – 80% идей не реализуются так, как они были задуманы изначально, что делает их малоэффективными. Бизнес интересуют бизнес-планы, а не авторы с их прорывными идеями. Они лишь хотят разнообразить и усовершенствовать уже то, что имеется, чтобы стать конкурентоспособнее. Им не интересно перестраивать все производство. Это тормозит процесс всего цивилизационного развития. Поэтому актуальным становится лозунг: «Умные, объединяйтесь!».

Чтобы устранить этот негатив, автору нужно освободиться от опеки посредников, а также обеспечить авторское сопровождение всех этапов реализации идеи-проекта. Для этого нужны фонды для поддержки особо рискованных проектов, что позволит увеличить «инновационный шаг», масштабы и результат от их внедрения. Проектно-целевое управление подразумевает работу с бизнес-проектами, где все сосредоточено на поиск путей решения общественно значимых проблем, а не с бизнес-планами. Здесь происходит взаимодействие двух потоков: торгово-коммерческого (сильного) и научно-поискового (слабого). Их соединение образует некий новый закрытый сектор экономики и человеческих отношений, функционирующих по особым правилам  (льготная ниша для новаторов). Формируется новая кагорта новаторов, которые оперативно решают общественные проблемы, причем за свой счет. Они вкладывают свои собственные средства в свои же идеи-проекты и максимально эффективно используют инфраструктуру заказчика. Более того, они передают в доверительное управление заказчика свои лицевые счета, сохраняя при этом право единоличного распоряжения этими средствами – взаимное финансирование без уплаты каких-либо налогов или банковских кредитных процентов. 

Эксперты-посредники - это люди, способны видеть «краем глаза» и читать «между строк»; слушать и понимать с полуслова, все запоминать и вовремя без искажений сообщать полезную информацию другим людям, которые в ней нуждаются, получая заказы от инвесторов. Они получают доступ к секретной информации, которую им доверяют новаторы для организации процесса поиска инвестора. Одни работают на заказчика, а другие на автора идеи. В отношениях между авторами оказываются равновеликие услуги – обмен «по бартеру» без взаимной оплаты.

Эксперты находятся в постоянном поиске новых идей и их авторов; способствуют тому, чтобы инвесторы вкладывали в них средства. Теперь их работу оплачивает не заказчик, а независимый новатор за то, что он организует поиск и просмотр новых идей и талантов. Он становится переводчиком между сторонами, чтобы они смогли вступить в творческий контакт и договориться. Новой модели нужны люди, способные к инакомыслию, возмутители спокойствия, обладающие креативностью, иначе наступит застой, деградация и отсутствие движения от устаревшего к новому. Энергия движения новаторов необходима для преобразования этих состояний.

Мозговые центры используют «метод восходящего движения» человеческого мышления и познания через отрыв от устаревших, ошибочных и искаженных знаний по всему спектру и направлениям жизни человека. Это метод соединения духовно-нравственных и интеллектуальных сил и энергий, зависящие от логической формы знаний, через которые осуществляется познание и расширение оперативного простора для накопления новых знаний. Центры создаются для выработки особых знаний о том, как эффективно решать текущие и перспективные проблемы.

Они должны быть способны конкурировать с «PR - пропагандистскими центрами» и быстро реагировать на запросы чиновников, бизнеса, политиков и уметь и быть способными оказывать на них решающее влияние. Их преимущество – близость к структурам и лицам, формирующим текущую политику посредством получения «рейтинга по критерию доверия». Их тактика состоит в том, чтобы, специализируясь на одной или нескольких темах, завоевать расположение и доверие одной из конкурирующих групп общественно-политической или экономической элиты. При этом «мозговые центры» должны исходить из того, что время от времени заказчики теряют интерес к той или иной проблеме и перестают финансировать экспертов, поэтому целесообразно «сотрудничать» с разными элитами, демонстрируя широкий и разнообразный выбор предлагаемых решений по полному кругу вопросов – текущих и перспективных. Требования к работе центров – профессионализм, своевременность, краткость и точность выдаваемой информации. 

Предусмотренные данной Моделью механизмы изменения соотношения сил между элементами – это сложный инструмент общественно-политических и правовых действий. Долговременным положительным последствием этих действий является то, что общество приобретает способность самостоятельно решать текущие и будущие проблемы и не допускать злоупотреблений власти и коррупцию. Самостоятельное, экономически и законодательно обеспеченное население становится менее уязвимым перед неопределенностями будущего. На него власть может опереться при решении любых масштабных задач как внутри страны, так и во внешнеполитической деятельности – лидер, которого поддерживает население, неуязвим перед лидерами других стран.

Последователи Леденцова Х.С. развивали эти идеи как «принцип разумного содействия людей друг другу для улучшения их жизни, где главное – это развитие просвещения страны во имя заботы о благе народа». Парадоксальным является то, что эти и многие другие русские идеи стали достоянием многих стран мира, но только не самой России. На самом деле, русское наследие это и есть концепция и стратегия России нового века, которая определяет главное направление деятельности власти и всего народа. Реализация этой идеи должна сформировать экономическую базу для развития гражданского общества с новыми принципами управления Россией как «соборно-сетевым социумом» на базе «духовно-творческого самоуправления» и  ноосферно - экологического мировоззрения. В противном случае нас ждет власть партийно-бюрократической номенклатуры и «советский застой». [6]

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что данное творческое наследие русских ученых обладает непреходящим научно-практическим значением, так как используемый ими метод уже содержит описание нашего социального завтра. Мировоззренческая организация рационального государственного управления, научной и промышленной деятельности общества, основанная на опыте «русской школы», нацеленной на «консолидацию инициативных идей и усилий на их реализацию», а также на необходимость «научиться относиться бережно к собственным природным и человеческим ресурсам и возможностям».

Опираясь на «леденцовские принципы», которые принесли заслуженную славу предпринимателям первой русской волны, политики и представители российского бизнеса смогут продолжить исторический успех столетней давности, сформировать и оставить свое собственное наследие для потомков в виде высоко эффективной системы самоуправления в России, гарантирующей «справедливость для всех и счастье для каждого». О том, как русское наследие используется другими странами, будет рассказано в следующей статье «Мировой опыт финансирования и капитализации интеллектуальных ресурсов».

P.S. Недавно в СМИ прошел сюжет о том, что учительница сельской школы получив персональный грант, положила его в банк под проценты и назначила уже свои гранты для активных учеников и учителей своей школы. Это пример того, как на практике должны работать «леденцовские принципы», это пример для подражания, которому должны последовать олигархи, министры и депутаты, желающие поддержать эту «народную инициативу», как это сегодня делают учредители Некоммерческой организации «Фонд содействия объединению русского народа «Русские».

Литература.

[1]. Лунин Е.М., Недотко П.А. Проблемы трансформационных процессов современного переходного периода в свете герменевтической философии Г. Шпета М.: 2007. 92 с.;  Недотко П.А., Ткаченко Н.Д., Шевченко В.Г. Трансформационные новации переходного периода М.: 2006. 92 с.; Лунин Е.М., Недотко П.А. Мысли вслух о социальном микрорайоне личности как первичной ячейке современного общества. М.: 2006; Бутяйкин Н.Д., Недотко П.А. Трансформация роли денег и знаний. Вариации инициативного образования и саморазвития гражданского общества в переходный период. М.: 2007.  102 с.; Недотко П.А., Сафин Ф.Р. Системы корпоративного образования. М.: 2007. 96 с.;. Лунин, Недотко П.А.  К вопросу об историческом прогрессе в эволюции систем общественного образования. М.:  2007. 108 с.; Недотко П.А. Судьбы герменевтики. Смысл жизни человечества и жизнь смыслов в его истории. М.: 2007; Лебедева Е.А, Недотко П.А. Финансовые и организационные механизмы НТП в США. М.: Наука. 1987.

[2].Философская энциклопедия. М.: Сов. Энцикл., под ред. Константинова Ф. В., т. 3, 1964

[3]. Простов А.Ф. Проблемы эффективности проектно-целевого управления общественно-политическими системами в России, М.: ИСПИ РАН, 2005. с. 44-68.

[4].  Проект Россия. М.: Эксмо. 2007. с. 337.

[5]. Лужков Ю.М. Россия 2050 в системе глобального капитализма: о наших задачах в современном мире. М.: Московские учебники. 2007. 

[6]. Яновский Р.Г., Простов А.Ф. Мировоззрение как элемент бесструктурного управления социальными системами // Навигут № 1. 2006

® Copyright © Простов А.Ф. All Rights Reserved. Публикуется на правах рукописи, все права сохранены, ссылки при перепечатке обязательны. Основные идеи,  новая наука, новый научный метод, модели, концепции, проекты и кейсы готовых решений автора опубликованы на сайте "Центр политической кибернетики":  www.politcyber.ru

Вы спрашивали, мы отвечаем

Задать вопрос вы сможете после регистрации

Подписчики: 1595

Регистрация/Вход

Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования Яндекс.Метрика