Центр политической кибернетики

«Набор фактов не есть представление о предмете – когда понятен смысл, то мелочи не имеют значения, их можно отбросить или набрать новые...»

 

Посещений: 464197

 

Простов А.Ф.   – канд. политических наук, гл. редактор журнала «Социальная экспертиза»

Каргин Н.Н.     –  канд. педагогических наук

Патрушев В.И. – доктор социологических наук, профессор РАГС

Статья:  «Теоретические основы механизма управления процессом «устойчивого развития» или о том, как  проверить носителей власти на предмет их «методологичности».

Опубликовано в журнале «Уровень жизни населения регионов России». № 11. 2011.

На одном из форумов Российской академии государственной службы при Президенте РФ известный методолог Анисимов Олег Сергеевич, оценивая неадекватное поведение национальных элит и принимаемых властью решений, высказал идею о необходимости проверить носителей власти на предмет их «методологичности», не говоря уже о «логичности» или хотя бы здравом смысле. Данная статья предоставляет правящей элите возможность восполнить пробелы в своих познаниях.

Постановка проблемы. «Развитие» есть процесс как интенсивного, так и экстенсивного изменения состояния системы. Это развитие всегда конечно, только в одном случае оно ограничено ресурсами, а в другом - результативностью алгоритма преобразования одной формы в другую. В этой связи причины системного кризиса современной цивилизации объясняются по-разному, например: устаревшие цели и ценности; недостаток ресурсов; неадекватность структур и методов управления; неэффективная глобальная кредитно-финансовая система; слабые кадры и другие факторы. [1]

Применительно к России, кризис объясняется затянувшимся процессом реформирования и частичной потерей национального суверенитета, что подрывает не только ее экономический базис, но и уничтожает веру людей в саму возможность позитивных перемен в стране. В результате отмирают структуры, формирующие системообразующие факторы, которые обеспечивают сохранение целостности общества: доверие к власти и принимаемым законам; духовности; социальной активности и уважения людей друг к другу. Чтобы устранить эти проблемы и  начать конструировать новую систему управления в России, сначала необходимо разобраться в исторических причинах и механизмах развала политической структуры СССР. В этом смысле, по мнению большинства научных экспертов, уровень разработанности концепции «Устойчивого развития России» настолько низкий, что можно считать концепцию не существующей.

Решение проблемы. Под концепцией «Устойчивого развития России» следует понимать такую логическую конструкцию, которая объединяет теории, эмпирические закономерности и интуитивные представления о средствах, методах и технологиях, обеспечивающих изменение состояния государственной системы в нужном для большинства людей направлении. Поэтому объектом и предметом предлагаемого исследования являются:

- разработка системы методологических принципов, обеспечивающих сохранение целостности России как государства;

- корректировка операционных терминов и понятий, обеспечивающих адекватное отражение явлений и процессов в системе социума;

- инновационные подходы формирования структур и механизмов управления государством.

§1. Методологические принципы решения проблемы.

«Теория систем» доказывает, что если в структуре функциональной системы изменены четыре из семи основных элемента (цель, средства, методы, механизмы), то это уже совсем другая система, так как она приобретает новые свойства и качества. Применительно к государству можно утверждать, что если его свойства и качества как системы не выявлены, не сопоставлены с моделями прошлого и будущего, то говорить о перспективах развития  государства безответственно и даже вредно. 

 Закон развития и жизненного цикла систем любого уровня сложности и происхождения,  определяет от пяти до семи этапов, которые всегда начинаются с зарождения систем и завершаются их преобразованием в нечто иное. Для удобства анализа и максимальной тождественности модели реальному объекту, развитие систем рассматривается в аспекте изменения каждого из процессов системы, которые описываются  различными теоретическими конструкциями. Так, физико-механические процессы описываются термодинамикой; тонкие физические взаимодействия квантовой физикой и далее - химией, физиологией, психологией и социологией соответственно. Проблема состоит в том, что  точность измерения этих процессов неоднозначна для разных теоретических конструктов.

 Закон конструирования функциональных систем постулирует, что образование сложной и надёжной системы, происходит на базе использования простых и ненадёжных элементов. Подтверждением этого закона служит факт образования биологических организмов из более простых – химических элементов в более сложные системы. Примером простого элемента в человеке являются навыки, которые долго формируются и быстро утрачиваются. В социальных образованиях базисная основа функциональной системы целиком состоит из простых и неустойчивых элементов, из которых выстраиваются сложные отношения, следовательно, целевые параметры русла протекания социальных или психологических процессов для обеспечения развития систем могут быть предельно абстрактны, и не поддаваться прямому измерению. Например:

- Биологические процессы и их целевые параметры: обеспечение максимально возможной независимости от окружающей среды; накопление и поддержание энергетического потенциала; результативность двигательного преобразования; закрепление и передача по наследству свойств и качеств индивидуального развития организма.

- Психические процессы и их целевые параметры: всё множество задач, решаемых психическим функционалом, можно расположить в границах двух целевых функций человеческого организма -  реакции по выстраиванию внутренних и внешних отношений, включающих механизмы запуска поведенческих энграмм, которые обеспечивают нужное состояние «функционального кольца» организма от уровня созерцания и до активной преобразовательной деятельности.

- Социальные процессы и их целевые параметры: все множество задач, решаемых механизмом социальной организованности, можно расположить в границах двух целевых функций социального организма - поддержание и сохранение целостности функциональной системы и её интенсивное или качественное развитие.

Законы, лежащие в основе социальной организованности и обосновывающие нормальное и устойчивое развитие социума, разделяются на мнимые и реальные.  Поэтому только при условии правильно выбранного, сформулированного и используемого закона социальная система может стать жизнеспособной. В отсутствии знания о «правильном» законе, методология познания может ввести только некоторые конструктивные критерии, позволяющие дать оценку правильности применяемого социального закона. Такой критерий ввёл Л.Н.Гумилёв: при использовании «правильных» законов, социальная система достигнет или минимального изменения состояния - гомеостаза и неустойчивого равновесия внутри самой системы и этой системы с окружающей средой, или максимально возможного изменения – внутрисистемного симбиоза и устойчивого развития по пути преобразования внешней среды и внешних условий.

В случае использования «неправильных» законов, образуется «химера», что мы и наблюдаем на протяжении веков – рождение, развитие и разрушение различных форм цивилизаций. Поэтому качественное развитие социального организма есть такое его преобразование, которое обеспечивает: решение целевых задач меньшими средствами и с большей результативностью; увеличение диапазона действий, обеспечивающих преобразование внешней среды в среду человеческую. Поэтому, только форма социальной организованности людей позволяет человеку развиваться по пути негэнтропийной направленности, вопреки «Второму закону термодинамики». В этом смысле социальная организованность свершается по определенным системным законам, без знания которых невозможно ожидать от таких организаций устойчивого развития.

Всеобщие законы природы, которые распространяются на функционирование социальных систем: Закон возрастания в социальной системе объема взаимодействия и уменьшения противодействия, работающий на достаточно длительном временном отрезке формирования социальной системы. Закон, определяющий, что для запуска устойчивого процесса деятельности, направленной на поддержание целостности какой-либо социальной системы, достаточно 20% аккумуляции средств и ресурсов от необходимого и достаточного объёма. Закон постоянного стремления любой вновь рождённой социальной системы к расширению или экстенсивному развитию, которое ограничено естественным процессом истощения ресурсной базы, обеспечивающей систему.

Придуманные законы, сформулированные самими людьми и являющиеся регуляторами процессов социальной деятельности. Закон удовлетворения религиозных, духовно-нравственных потребностей как способ, обеспечивающий выживание социума. Этно-родовая интеграция как механизм, обеспечивающий единство интересов социума. Борьба классов как механизм развития общества. Просвещение как панацея от упадка нравов и социального регресса. Научно-технический прогресс как условие, обеспечивающее поступательное развитие общества.  Закон социальной  справедливости как механизм бесконфликтного, устойчивого развития.

Как показала практика, правящая элита пошла путём отрицания и затушевывания естественных законов, конструируя и внедряя идеологические конструкции в формате утопий, выраженных тезисами типа «Свобода, равенство, братство»; «Пролетарии всех стран, соединяйтесь»; «Вся власть закону», которые способны лишь на короткое время обеспечить лучшие возможности для отдельной, наиболее агрессивной и беспринципной части общества. Однако в длительной перспективе все эти утопии способствуют уничтожению  государства и распаду общества.  [2]

§2. Критерии, определяющие  целостность системы.

Социальная жизнь – это организация во имя общих целей: обеспечения высшего качества жизни всех; достижение социальной справедливости и полного выхода творческой энергии людей в сфере самоуправления, самостоятельности и саморегулирования. Всё это возможно при условии достижения целостности функциональной системы.

Современной наукой пока еще недостаточно чётко определены критерии целостности. Некоторые авторы считают, что признаки целостности характери­зуют ее качественную специфичность только в своей совокупно­сти (М.Ф. Веденов,  В.И. Кремянский). Поэтому, в по­рядке допущения, предлагается рассмотреть синтез известных критериев целостности:

 - Гомеостаз - обозначает функциональную устойчивость системы во взаимоотношениях с внешней средой или суперсистемой. Гомео­стазис не может быть приписан какой-либо части системы, так как он присущ ей именно как целостной совокупности компонентов. Различаются две противоречивые его составляющие — гомеостазис (ус­тойчивость вопреки агрессивным действиям среды) и адаптив­ность (приспособляемость к внешним изменениям среды при неизменности основных элементов структуры самой системы).

 

- Эмерджентностъ - понимается как неравенст­во целого сумме её частей; качественную специфику различных уровней системы; наличие у системы специфических свойств, не присущих ее компонентам или процес­сам, соединяющих  систему. Измерить эмерджентный эффект нелегко, но его примеры хорошо известны, например: «Один мамлюк стоит трёх французов, но взвод французов стоит роты мамлюков».

 

- Объективность границ системы. Для государства как системы территориальные границы являются одним из основополагающих факторов возникновения, сохранения и развития.

- Интегральность - отражает характер, полноту охвата и интенсивность связей в системе.

 

- Функциональность - понимается как способность к осуществлению оп­ределенной функции, например, функции расширенного воспро­изводства продукции в целостном государстве. В некоторых случаях функциональность систем совпадает с их целесооб­разностью. При этом важно различать имманентные и навязанные цели, поскольку любая система независимо от причин её создания всегда имеет заранее заданную цель - сохранить себя и свое функционирование. Здесь целостность подразумевает некое единство системного суб­страта, непрерывность развития и функционирования системы во времени и пространстве.

- Фрактальность - как свойство отражает возможность системы представлять свою функцию в каждом из её элементов. При возмущении одного из ком­понентов, изменению подвержены все другие и система в целом.

 

- Автономность системы - означает ее относительную замкну­тость, ограниченность от других систем в рамках среды или суперсистемы. Иными словами это значит, что целост­ность системы обусловлена преимущественно внутрисистемными факторами.

Приведенные выше признаки целостности системы тесно связа­ны друг с другом и частично перекрывают друг друга. Многие из них в отдельности достаточно подробно описаны в литературе. Сам их перечень неполон, неточен и заведомо ди­скуссионен, но такой набор необходим для идентифи­кации целостных систем и может стать шагом на пути конкре­тизации проблемы целостности, поскольку все эти критерии не строго качественные. Они подразумевают те или иные внутренние градации, следователь­но, каждый из них может и должен быть выражен в количест­венной форме.

- Идея «ноосферного развития» означает для России возрождение и развитие духовных начал в общественной жизни, формирование новой объединяющей идеи как органичной части её духовно-культурного облика [2; 3].

- «Ноосферная наука». Если последовательно рассмотреть все этапы «ноосферного мировоззрения», то обнаружим целый ряд системных законов, достаточно жестко регламентирующих процессы функционирования солнечной системы, земли, её атмосферы, биосферы, многочисленных «царств» жизни, включая популяции, в том числе и «homo sapiens», различные социумы и лишь затем – законы ноосферы. Понимаемая как сфера интеллектуального и  духовного поля всего человечества, она сконструирована из таких элементов как: принципы, законы, знания; идеи, ценности, понимаемые как функциональные системы, которые подчиняются тем же системным законам, что и ниже лежащие подсистемы. Следовательно, по методу аналогии или принципу изоморфности структур, функционирующих в них законов, мы можем утверждать следующее:

1. В функциональной системе любого происхождения и класса сложности, внутрисистемное и межсистемное  взаимодействие преимущественно осуществляется между целостными  элементами и структурами.

2. Каждый системный процесс функционирует по специфическим, соответствующим его природе законам, с разной степенью преобразования энергии или средств  в нужную цель.

3. Каждый процесс регулируется механизмом, созданным только для него и при этом адекватным для решения конкретных задач, но подчиненным всеобщим принципам.

4. Запуск поведенческой реакции или процессов деятельности осуществляется только при условии адекватности управленческого воздействия по параметрам: направленности, мощности, структурности, длительности и сложности.

5. При несоблюдении определенных условий, события могут развиваться в диапазоне следующих значений: от разрушения самой системы управления, до введения объекта управления в состояние регресса и распада.

Интерпретация законов запуска процессов деятельности в социальной системе: Управление - это деятельность по изменению состояния функциональной системы путём регулирования каждого из составляющих её процессов. Все системные процессы государства иерархически структурированы, подчинены фрактальным зависимостям, но связаны между собой параметрами сопряжения. Управление государством осуществляется двумя способами: управление функционированием и управление развитием. Управление функционированием осуществляется посредством регулирования государственных процессов. Управление интенсивным развитием осуществляется посредством структурного преобразования. Поэтому здесь необходимы знания о целостных структурных элементах конкретного государства, задающих русло и горизонт протекания того или иного процесса. В структуре государства эти системные цели должны быть представлены деревом целей, ресурсов и методов для каждого из процессов, составляющих жизнедеятельность людей.  

Интерпретация законов относительно поведенческой реакции индивида:

а) при низком уровне управляющего воздействия – не происходит запуска поведенческой реакции;

б) при очень высоком уровне управляющего воздействия, происходит смещение (повышения или понижения) пороговой чувствительности клетки или сенсорного механизма, до его полного разрушения;

в) адекватный уровень управляющего воздействия, обеспечивает  высокую результативность поведения индивида, изменение его состояния в сторону формирования новых свойств и качеств.

§3.  Тезисы, определяющие контуры границ решения проблем.

Подход - это процедура выстраивания границ между: методами познания и преобразования, которые необходимо применять в процессе преобразования, и предметом - системой  преобразования. В случае если наши знания, способы и технологии управления не обеспечивают 100% уверенности в их высокой результативности, то нам следует руководствоваться позиции Л.Н.Толстого: «Не делать того, в чём мы достаточно уверенны, что этого не надо делать». Что уж совершенно точно не надо делать никогда, так это:

Не допускать «дураков» во власть. Не разрушать того, что приносит пользу, пока не создано лучшее. Не обещать выполнение того, для выполнения которого отсутствует ресурсная база. Не доверять обучение тем людям, которые сами не понимают существо проблемы.

Постулаты, которые могут служить основой для конструирования нового знания:

1. Оценку  развития любой организованности можно производить только по отношению к целостной функциональной системе. Основными параметрами оценки любой системы являются: процесс, поведение и деятельность. Характеристикой поведения как биологических, так и технических систем является  результативность, понимаемая как допустимый уровень затрат, обеспечивающих целостность системы. Характеристикой большинства процессов является эффективность, понимаемая как уровень преобразования «средств в цели» в диапазоне от «0 до 1». По имеющимся данным, эффективность управленческих систем в большинстве стран Мира не превышает значений 0,15 – 0,35.

2. Оценка развития государства осуществляется исходя из характеристик целостности основных структур функциональной системы по критериям, основанным на системных закономерностях. Здесь важны не абсолютные показатели демографического роста, а расширенное воспроизводство всего кадастра специалистов, способных реализовывать предметную деятельность в структуре всего жизненного цикла: от рождения идеи, до её материального воплощения, использования и утилизации.

3. Системные законы постулируют, что любая социальная структура, как социальных насекомых, так и людей, которые осуществляют совместную деятельность, включает в себя: генераторов идей (1%); теоретиков доводящих гениальные идеи до разумного понимания (2-3%); разработчиков средств, технологий и методов (3-5%); менеджеров-управленцев, различного масштаба (7-8%). Всех, в сумме, не более 20%.. Вот такое воспроизводство, можно оценивать как должное по качеству развитие государства. И именно эти группы людей в каждой сфере деятельности и должны обеспечивать и осуществлять политические  и иные решения.

4. В настоящее время нет ни отраслевых, ни классовых или иных работающих кадастров, составленных в соответствии с системными законами функционирования государства. Управляющее воздействие власти фактически направленно на индивидов или среду разночинной интеллигенции, не отражающей ни интересы России, ни её отдельных перспективных отраслей развития. Более того, они не способны сформулировать даже свои личные предпочтения и интересы, так как не в состоянии ни разработать, ни понять долгосрочный прогноз изменения нашей страны.

5. Чтобы разработать и внедрить новые эффективные управленческие системы нужно отказаться от ложной концепции «улучшений» того, что уже существует. Для этого нужно, прежде всего, выделить структуры и процессы, которые должны и могут функционировать на принципе «критической самоорганизованности», и структуры, обеспечивающие развитие или изменение всей целостной социальной системы (затратной по определению). К формам социальной организованности, на принципе «критической самоорганизованности», известным по истории развития государства Российского, можно отнести структуры организованные по  профессиональным признакам: муниципальные образования, гильдии; корпорации; кооперативы и т.д. Для  каждой из форм социальной организованности Российского государства должны быть использованы адекватные и результативные технологии регулирования процессов деятельности и способы принятия управленческих решений. Например, для сообществ, организованных на принципах самоорганизации перспективно возрождение такой формы управления, как соборность.

6. Материальные цели и ресурсы всегда конечны и не могут обеспечить русло для достаточно долгого процесса устойчивого развития социума.

7. Возможность достижения социумом состояния симбиоза ограниченна конструктивными и измеряемыми параметрами, которые наука пока не умеем рассчитывать.

8. Без четкой структуры всех целевых функций государства, никакого развития функциональной системы жизнедеятельности не возможно.

9. Устойчивое развитие социальной системы возможно только при условии сохранения её целостности достаточно длительное время.

10. Государственное устройство общества и его хозяйства со временем утрачивают свойство системной целостности и погибают. При этом государства с любой моделью устройства и управления не смогли достигнуть уровня развития «самоорганизованной критичности». Все известные по истории государственные образования управлялись специально созданным аппаратом. Следовательно, без коренного изменения подхода к конструированию регуляторного механизма изменения всех основных процессов, обеспечивающих функционирование и развитие социума, мы должны быть готовы к регулярным бифуркациям экономических, социальных и иных процессов и  ломке аппарата управления.

11. Социальные системы, развивающиеся на принципе «самоорганизованной критичности» не могут быть чрезмерно большими. Наиболее длительное и результативное развитие социальной системы достигалось в форме структуры родовой организованности, когда реализовывался закон «критической» самоорганизованности, обеспечивающий, практически безотходное ведение хозяйства.

12. Корпоративизм, как коллективизм, – это не новый способ производства, отличный от капитализма и социализма, а основная форма организации социума. Общество потребителей – тупиковый путь развития человечества. Только духовные конструкты могут определять реально осуществимый горизонт движения социума и обеспечить непрерывное и устойчивое развитие на длительную перспективу (тоннельный способ, движения против течения - К.Гамов). Духовность – это свойство сложно организованной социальной общности, обеспечивающее целостность государства путём координации всех основных видов и форм деятельности как общей системы жизнедеятельности человека.

13. Для управления структурами, обеспечивающими опережающее развитие  государства, необходимо воссоздать институт социальной, экономической и других видов экспертизы.  К формам искусственного государственного управления должны быть отнесены структуры, обеспечивающие основные целевые функции государства: сохранение целостности, независимости и развитие необходимого и достаточного потенциала для обеспечения комфортности проживания индивидов. Для каждой из таких организационных форм  должны быть разработаны на основе системных законов организационные принципы и технологии регулирования состояния нормы. Например, власть ежедневно осуществляет те или иные управленческие манипуляции, но их результативность – низкая, что является результатом отсутствия у элит знания о структуре социальной организованности нашего общества.

Литература.

[1] Простов А.Ф., Недотко П.А., Сумина И.С.  Конкуренция глобальных и локальных проектов будущего. М.: РАГС, 2008. 172 с. 

[2] Каргин Н.Н. Методы научных исследований.  М.: МГУС, 2006.  163 с.

[3] Каргин Н.Н. Геополитика и управленческая наука.// Прикладная психология, 2007, №6.

[4] Каргин Н.Н. Инновации в социальных и образовательных системах. М.: ФИРО. 2008.

[5] Ильин И.А. О России. – М.: 2006.

[6] Бердяев Н.А. Судьба России. - М.: 2007.

[7] Чернавский Д.С., Старков Н.И., Щербаков А.В. Новое в синергетике. Синергетический подход к макроэкономике. Динамическая модель поведения в обществе. Взгляд в третье тысячелетие.  М.: Наука. 2002. 239 с.

[8] Основы социального управления. Учеб пособие. Под. ред. В.Н.Иванова. М.: ВШ. 2001.    

® Copyright © Простов А.Ф. All Rights Reserved. Публикуется на правах рукописи, все права сохранены, ссылки при перепечатке обязательны. Основные идеи,  новая наука, новый научный метод, модели, концепции, проекты и кейсы готовых решений автора опубликованы на сайте "Центр политической кибернетики":  www.politcyber.ru

Вы спрашивали, мы отвечаем

Задать вопрос вы сможете после регистрации

Подписчики: 1588

Регистрация/Вход

Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования Яндекс.Метрика