Центр политической кибернетики

«Набор фактов не есть представление о предмете – когда понятен смысл, то мелочи не имеют значения, их можно отбросить или набрать новые...»

 

Посещений: 464008

 

Простов Александр Федорович – экономист по МЭО, кандидат политических наук, член РАЕН, Сопредседатель НП «Национальный союз общественных экспертов».

Доклад: «Политическая кибернетика как новая научно-информационная платформа для синтеза национальной экономики и политики России».

Международная научно-практическая конференция «Экономика и информатика» город Тула, 25 апреля 2014 года.

Уважаемые коллеги, в соответствии с заявленной темой форума предлагается системно и последовательно рассмотреть через призму кибернетики три аспекта: эффективность управления в сфере экономики, политики и их информационное сопровождение.

Ситуация «как есть» на глобальном уровне. Затянувшийся мировой кризис показал, что существующие интерпретации «Общей теории управления» характеризуются структурным несоответствием и терминологическим хаосом, поэтому созданные на ее основе подходы, концепции, теории и терминология слабо соотносятся с реальной политической и экономической практикой, так как более не удовлетворяют потребностям цивилизации. Декларируемые мировыми правительствами цели все чаще не совпадают с решаемыми задачами; наблюдается нарушение последовательности при одновременном достижении разных целей по причине их несогласованности между собой, из-за чего мировые процессы тормозят друг друга. Менеджеры, подготовленные по западным стандартам, оказались несостоятельными решать задачи нового уровня сложности - их научили принимать решения в рамках сложившейся ситуации «здесь и сейчас», поэтому полученные результаты не смогли сложиться в единое целое и создать синергетический эффект. По мнению экспертов «нынешнее высшее управление на международном уровне не сможет справиться с потрясениями, которые ожидают мировую систему». Это означает, что мировая политическая элита более не в состоянии самостоятельно делать выбор направления, модели и способов развития. Только независимые эксперты с международным статусом способны решать задачи такого уровня сложности

[1]

Ситуация «как есть» на локальном национальном уровне. Тотальное увлечение виртуально-отвлеченным постижением жизни со стороны науки и ее политическая театрализация привели к тому, что теоретические заблуждения перешли отведенные им пределы и достигли такого уровня, когда мифы и иллюзии стали доминировать и подавлять реальность, с одной стороны. Ничем не обоснованные желания бизнеса и завышенные ожидания обманутого социума уничтожают накопленные имеющиеся потенциалы и возможности развития России. Приукрашивание реальности через «наивный фильтр» увеличивает угрозу для всего общества. На этом фоне ученые занимаются проблемами управления только посредством введения новых классификаций больших систем, что представляется совершенно бесполезным делом. По этой причине произошел отрыв научной мысли от практических возможностей и действий, связанных с необходимостью иметь собственную национальную развернутую во времени и пространстве «Программу действий», понятную и привлекательную для большинства населения России. Причиной ее отсутствия является наличие множества нерешенных на теоретическом уровне фундаментальных проблем, связанных с понятиями: управление, система, мера, энергия, информация. Выходом из сложившейся ситуации является отказ от просроченных знаний и переход на кибернетические принципы, где все концепции и технологии опираются на «Закон сохранения энергии» и вытекающий из него постулат «Все есть управление системами посредством меры распределения в них энергии, где под энергией подразумевается единство вещества, энергии и информации»

[2]

Кибернетика вместе с «Теорией информации» создала новую «Единую энергоинформационную картину мира», дала новые знания, основанные на управление информацией, обратных связях и целевой организованности. Благодаря кибернетике «информация» вышла на первое место среди научных понятий, так как  энергоинформационные преобразования определяют все возможные состояния материи в виде «Энергоинформационных матриц» -«ЭНИМ», включая Космос, планету Земля, человека и общество. Поэтому кибернетика определяется нами как «наука об управлении взаимодействием систем, созданных на разных основаниях: природа, в том числе человек, виртуальное информационное пространство и техника». Пришло время перехода от научного анализа объекта и предмета исследования к «целевому синтезу» - когнитивной интеграции и конвергенции методов и технологий. Теперь нужны новые методы изучения самого познания, чтобы превращать любые модели в саморазвивающиеся системы.

Принцип №1. «Все есть управление». Управление, как целенаправленное воздействие систем друг на друга, в том числе с целью формирования и появления новых систем, наблюдается повсюду – в живых организмах и неживой материи естественной среды обитания, в обществе и в созданных человеком системах искусственной среды обитания. Через управление выявляется единство законов, которым подчиняются все процессы развития. В данном случае таким единством выступает тезис: «Все есть система, энергия и мера, проявляемые как энергоинформационные матрицы и обеспечивающие свое триединство посредством управления и самоуправления».

Принцип №2. «Все есть система». Познаваемая нами реальность проявляется через «ЭНИМ» - системы: от атомов, молекул и нервной системы живых организмов, до техники, экономики, социальной жизни и законов функционирования Вселенной. Ученые теоретики доказали, что основой любых теорий и моделей должны быть всеобщие инварианты. В рамках новой методологии ими являются всеобщие принципы и законы развития, присутствующие везде и всегда на макро и микро-уровнях, сущность которых остается неизменной и проявляется через триединство «пространство – время – энергия» в их совокупном движении: «Все есть материя, которая находясь во времени и пространстве, проявляется через движение», где реальность создается посредством триединства «управление - система - мера информации». Здесь действует принцип беспредельной делимости, непрерывности и фрактальной иерархии - все глобально, локально и конкретно. Поэтому любые теории или модели, не отвечающие этим требованиям, не могут считаться научными. Кроме того, все теоретическое должно иметь прикладную направленность, чтобы на его основе можно было создать новые технологии.

Общеизвестно, что получение синергетического эффекта является смыслом развития любой системы, а перевод управляемой системы в режим самоуправления – есть главный критерий эффективности управления. При этом необходимо иметь в виду, что после достижения поставленных целей как запланированных результатов в виде конкретных социально-экономических и экологических показателей и индексов, последствия от этих результатов не наносят ущерба ни самой системе, ни окружающей среде.

Принцип №3. «Все есть информация» - «information» - как «in forme» является не только основным продуктом труда, но и тем, что находится внутри каждой системы как программа действий; тем, посредством чего система сообщает о себе сигналами; тем, что узнают о ней другие системы посредством своих приемников информации. Информация определяет меру – соотношение хаоса и организованности в системе, где материя рассматривается как форма записи информации, а энергия – как ее носитель. Она служит всеобщим организационно-конструктивным началом, которое вплетено в процесс функционирования и развития системы, что приводит к выводу о единстве самодвижения, самоорганизации и самоуправления. Кибернетика выявляет зависимости между информацией и другими характеристиками системы. 

Принцип №4. «Единство вещества, энергии, информации и управления». Единое знание обо всем: «The unity of matter, energy and information» - это основной принцип существования живой материи, в том числе человека, и основной принцип «Единой теории управления», которую еще предстоит разработать. Именно поэтому кибернетика способна посредством передачи новой информации изменить имеющуюся информацию, а вместе с ней любую систему и ситуацию. В ходе развития глобальных интеграционных процессов происходит снижение эффективности традиционных методов управления, поэтому  возникает  необходимость привлечения кибернетических методов и техники. При этом применение  кибернетики в сфере управления в качестве фактора развития не ограничивается только применением автоматизированных систем управления, математическим  моделированием и прогнозированием. Основным направлением  ее деятельности стала  разработка  теории построения и функционирования любых систем управления, в том числе биосоциальных

[3]

«Политическая кибернетика» - «Political Cybernetics» - определяется как относительно самостоятельное научное направление, в рамках которого политические процессы и явления исследуются с помощью научного аппарата кибернетики. Появление новой науки было вызвано развитием прикладных аспектов кибернетической теории, изучающей общие закономерности процессов информационного обмена и управления в биологических, технических и социально-экономических  системах. Новая наука изучает политику как сложную систему, которой присущи процессы самоорганизации и саморегулирования, где действуют кибернетические принципы и законы. Поэтому политические вопросы должны решаться с помощью моделирования, прогнозирования, программирования и проектирования. Сегодня это единственная наука, способная обеспечить управление взаимодействием систем, построенных на разных основаниях. Однако анализ информационного рынка показал, что этим научным направлением занимается очень узкий круг ученых или результаты исследований скрываются.

Здесь «политика» определяется как «деятельность по заведенному порядку или ранее оговоренным правилам». Применительно к общественно-политическим и социально-экономическим аспектам проблемы, политика рассматривается как «управление процессом реализации ранее достигнутых договоренностей и взятых на себя обязательств, в том числе по вопросу производства и распределения жизненных ресурсов и кадровых назначений».

Политическая кибернетика предлагает по-новому взглянуть на реальности мира, используя достижения кибернетики и синергетики как синтезированной науки, при помощи которой можно разработать как новую государственную систему управления, так и новые технологии образования и воспитания молодого поколения. Кибернетические методы, модели и технологии позволяют структурировать вокруг объекта информационное пространство и планировать желаемые события; преобразовывать сложные теоретические конструкции в кейсы готовых решений и одним решением устранять целый кластер существующих проблем; подвести под общий знаменатель любые проблемы и найти единственно правильное решение, что повышает эффективность управления и конкурентоспособность системы.

«Экономическая кибернетика» - это научная дисциплина и одно из направлений кибернетики. Как и любая другая наука, она имеет свой научный метод исследования «Триалектика-3D», свой объект и предмет исследования:  обратная связь между индивидуумами, группами, обществом и природой в процессе своей деятельности, где происходят энерго-материальные и информационно-управленческие процессы обмена между разнокачественными системами. Она изучает не только структуры и связи систем, но и результаты их работы. Кибернетический принцип «черного ящика» как регулятора социально-экономических отношений, где не обязательно знать структуру и все этапы процесса, а важно знать, что было и что стало в результате определенных действий, не был до конца реализован. Зато в управленческой науке стали активно использоваться другие понятия кибернетики: борьба с хаосом и ложной информацией в системе, контроль, обратная связь и регулирование связей системы. Здесь человек и все связанные с ним явления одновременно рассматриваются в трех координатах: человек как природное явление, человек и виртуальное информационное пространство, человек и техника.

Если политическая кибернетика определяет свои координаты в науке посредством нового понимания понятий «кибернетика» и «политика», то экономическая кибернетика занимает свою позицию, соответственно своему названию «экономическая» - значит «правильное ведение хозяйства». То есть «экономическое управление взаимодействием систем, построенных на разных основаниях»: «Спрос», который формируют покупатели. «Предложение», которое формирует бизнес. «Экология», которой и бизнес, и потребители в процессе производства и потребления наносят определенный ущерб.

Если   политика понимается как «исполнение властью ранее принятых на себя обязательств», то экономика означает, что экономическая кибернетика, как наука, должна заниматься изучением процессов взаимодействия между гражданами как потребителями, бизнесом как производителями и природой, которая обеспечивает и тех, и других, но при этом несет определенные потери. За соблюдением экологического законодательства, закона о защите прав потребителей, антимонопольного и налогового законов должно следить государство, поэтому еще одним объектом исследования является мониторинг издаваемых законов  и правильной уплаты налогов. Это взаимодействие определяется посредством проектно-целевого управления процессами, системами, ресурсами; экспертного управления проектами; социальной экспертизой и оценкой объективности, эффективности и полезности принимаемых властью решений. Главная сфера ее научных интересов - это добросовестная глобальная и локальная конкуренция; рост эффективности управления экономикой, ее отдельными отраслями, экономическими регионами  и промышленными комплексами. Управление на уровне предприятий и оказания частных услуг можно оставить «менеджменту», но при этом нельзя использовать понятия типа «Государственный менеджмент».

Принцип №5. «Государством должны управлять кибернетики с проектно-экспертным мышлением», а не финансисты, которые растрачивают скрытые ресурсы, наращивая резервы и спекулятивные капиталы за счет того, что  экономят на заработной плате рабочих и не тратятся на внедрение инноваций. Финансисты и юристы – это люди с виртуальным мышлением, непонимающие как происходят процессы в реальной жизни. Определить специалистов с кибернетическим мышлением можно посредством методов проекта «Когнитивное сознание в сфере управления проектно-экспертной деятельности» и «Матрицы компетенции»

[4]

«Матрица компетенции» - это кадровая модель, описывающая профессиональные требования к людям, которые будут реализовывать «Программу действий» при решении вопросов «Повестки дня». Новые кадры должны обладать экспертно-проектным мышлением: знать принципы, законы, методы, модели, проекты, технологии, механизмы и иметь личные кейсы готовых решений. Она формируется посредством «Паспорта функционально-профессиональных ресурсов человека», который определяет потенциал и возможность стать специалистом, способным перспективные идеи превращать в научные конструкции, а конструкции – в готовый интеллектуальный продукт.

«Матрица компетенции» определяет кругозор и уровень концептуальных знаний, вырабатывает навыки управлять информацией по критериям, которые ставят своей целью определить три уровня способности: принимать решения в стандартных условиях; принимать решения в изменяющихся условиях; принимать решения в непредсказуемых условиях. Она используется как универсальная технология соединения фундаментальных знаний с практикой принятия решений посредством соединения сферы науки и образования с экономическими, политическими и социальными практиками; решает вопросы коллективного успеха и индивидуального лидерства в сфере высших достижений. «Матрица компетенции» не имеет аналогов в мире и является исключительно отечественной системой оценки качества знаний и профессиональной подготовки в рамках «Русской школы управления», которая обеспечит реализацию «проектно-контрактной экономики»[5]

Пришло время заставить власть извлекать выгоду из геополитического положения страны, а не участвовать в около научных дискуссиях по вопросу какая Россия – западная или восточная цивилизация. В этом смысле, чтобы создать инвестиционные условия для развития регионов и страны в целом, нужно научиться управлять этими инвестициями как бизнес-процессами. Для этого гражданское общество должно активнее участвовать в управлении государством - оно должно научиться фиксировать и измерять обязательства и обещания власти; должно иметь собственные технологии организации контроля за деятельностью власти; должно создавать эффективные механизмы влияния на чиновников. В этом смысле мы отвечаем на вопрос: «Кто, как и от кого будет спасать Россию, если под спасением подразумевается реформирование экономики и модернизация системы управления».

® Copyright © Простов А.Ф. All Rights Reserved. Публикуется на правах рукописи, все права сохранены, ссылки при перепечатке обязательны. Основные идеи,  новая наука, новый научный метод, модели, концепции, проекты и кейсы готовых решений автора опубликованы на сайте "Центр политической кибернетики":  www.politcyber.ru


[1] Простов А.Ф.. Аксенов В.А., Алексеев Ю.В. Социальная экспертиза: новая стратегия развития гражданского общества. Минск: Вараксин. 2012. 96 с..

[2] Простов А.Ф. Диссертация «Проблемы эффективности проектно-целевого управления общественно-политическими системами в России». М.: ИСПИ. 2005 год. 150 с.

[3] Простов А.Ф., Патрушев В.И., Алексеев Ю.В. Живой капитал как основа ноосферной концепции развития. Инновационные социальные технологии. М.: Optima-press. 2012. 142 с.

[4] Простов А.Ф. Сибгатулина Ф.Р., Каргин Н.Н. Social Cybernetics: «Матрица профессиональной компетенции в сфере высших социальных достижений: принципы коллективного успеха и формула индивидуального лидерства - наука, культура, политика, бизнес, спорт». М.: МИИТ.  2013. 170 с.

[5] Макаров В.Л. «Социальный кластеризм. Российский вызов». М.: Бизнес атлас. 2010. стр.197. 

Вы спрашивали, мы отвечаем

Задать вопрос вы сможете после регистрации

Подписчики: 1588

Регистрация/Вход

Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования Яндекс.Метрика