Центр политической кибернетики

«Набор фактов не есть представление о предмете – когда понятен смысл, то мелочи не имеют значения, их можно отбросить или набрать новые...»

 

Посещений: 464180

 

Простов Александр Федорович – экономист по МЭО, кандидат политических наук, член РАЕН, Сопредседатель НП «Национальный союз общественных экспертов».

Доклад: «Интеллектуальный суверенитет как основа стратегии развития России: наука, политика, бизнес».

(Общероссийский Конгресс Деловых кругов «Инновационные импортозамещающие технологии в реальных секторах экономики России: идеи, тенденции, перспективы». 24 сентября 2015 года, организован ГЧП «Интеграционный центр экономических инноваций» в Общественной палате РФ).

Уважаемые коллеги, импортозамещение подразумевает наличие у страны суверенитета - самодостаточности и самостоятельности в принятии нужных ей решений. Поэтому разговор о тенденциях и прогнозах развития России нужно начинать с анализа и определения координат страны в рамках международного разделения труда, ее доли в мировых ресурсах, в мировом ВВП, в распределении мировой прибыли, собственной стратегии развития, модели государственного управления, регионального самоуправления и влияющих на них внешних и внутренних факторов.

Однако, прежде чем перейти к докладу, я бы хотел дать ответы на некоторые поставленные предыдущими докладчиками вопросы, при этом позиционируя себя в статусе независимого эксперта, который оценивает разные точки зрения по критериям объективности, эффективности и полезности чужих оценок, прогнозов и предложений.

Вопрос 1. «Почему в России такое неэффективное управление экономикой?». Здесь уместно процитировать известного «профессора Преображенского»: «Разруха начинается не в клозетах, а в головах». Это подтверждается самими докладчиками, которые постоянно путают такие понятия как: стратегия, тактика и операционное управление; мероприятия, проекты и программы; цели и результаты: государственные, социальные и коммерческие. Все это результат отсутствия при анализе научного метода, так как западные аналоги, которыми пользуются представители либерально-монетарной школы, устарели, а своих методов разработать не могут. В этом смысле России нужен «научный и интеллектуальный суверенитет».

Вопрос 2. «Почему ранее отстающий Китай развивается быстрее России?». Здесь можно напомнить КПРФ - первое, что сделала коммунистическая партия Китая после того, когда поссорилось с новым руководством СССР, это отказалась от принципа пролетарского интернационализма. Китайцам разрешили работать за рубежом, где они создают свои диаспоры, а все заработанные деньги инвестируют в китайскую экономику. В России, благодаря либералам интеркарьеристам, все наоборот, поэтому можно сказать: «В Китае хорошо потому, что там нет «Высшей школы экономики», представители которой сегодня выступали с трибуны. В этом смысле России нужен «национальный и кадровый суверенитет».

Вопрос 3. «Почему в России слабо внедряются инновации, которые нужны для импортозамещения?». Проведенный анализ показал, что более 50% инноваций таковыми не являются, а лишь описывают уже существующие аналоги другим языком (терминами); около 35% – уже устарели; около 10% - таковыми являются, но чтобы их внедрить нужны затраты, которые долго окупаются и требуют перестройки всего производства; оставшиеся 5% - это инновации, которые отслеживаются еще на стадии идей и экспериментов иностранными компаниями, а их авторам даются гранты и визы для переезда в другую страну, поэтому для России они не доступны. Решить эту проблему можно только посредством «Стратегии голубого океана». В этом смысле России нужен «инвестиционный и технологический суверенитет».

Подытоживая сказанное можно сделать вывод о том, что, в конечном счете, речь нужно вести об «интеллектуальном импортозамещении». В этой связи нам всем нужно научиться «мыслить глобально, действовать локально, а решения принимать конкретно», используя смысловые тезисы, которые раскрывают содержание проблем на трех уровнях: глобальном (мировом), локальном (российском) и конкретном (в сфере научного управления).

= Тезис №1. Глобальные тенденции: наблюдается перегруппировка стран в новую мировую иерархию, где новой стратегией глобального управления является тезис: «как не допустить детерминированных реакций мирового сообщества, чтобы малыми силами управлять чужими ресурсами, используя виртуализацию реальности и теорию хаоса». Для реализации этой стратегии мировому сообществу предложена модель «финансового управления долговой экономикой», где развитые страны при 40% мирового ВВП имеют 90% мировых долгов. Общая мировая капитализация примерно составляет 800 трлн. долл., но при этом ценных бумаг выпущено в 3 раза больше, что позволило 20% компаний приобрести 80% мировых активов. При этом в странах «старого мира» услуги приносят до 80% ВВП, что породило политический проект «TISA». Вывод экспертов: «Нынешнее высшее управление на международном уровне не сможет справиться с потрясениями, которые ожидают мировую систему».

= Тезис №2. Национальные перспективы России определяются тезисом: «Или мы сами создаем что-то новое, или будем плестись в хвосте», при этом нам необходимо различать инновации и уже известные идеи, так как для развития нужны новые решения, а не улучшение существующих идей. В этом смысле, чтобы стать конкурентоспособными, нужно создать более эффективный метод концентрации ресурсов. Проблема заключается в том, что сегодня в различных государственных структурах трудятся специалисты, которые связывают свою управленческую деятельность с информационно-аналитическими задачами, при этом многие из них не имеют специального профессионального образования.

Менеджеры, подготовленные по западным стандартам, оказались несостоятельными решать задачи нового уровня сложности. Все используемые методики подготовки кадров для аналитических структур оказались преимущественно устаревшими, а их прямое копирование в национальные школы дало отрицательный результат. По мнению экспертов «контингент, который сейчас выходит из вуза и аспирантуры, имеет деформированное знание - они знают не то, что надо сейчас», поэтому нужны новые идеи и подходы. В этом смысле конкурентоспособность страны может быть обеспечена только формированием новой национальной научной школы, которая создаст нужные управленческие инновации.

Видимо поэтому Правительство озабочено не сохранением населения, а спасением банков и бюджета; не контролем за качеством товаров и услуг, а за финансовыми потоками; не ростом внутреннего потребительского спроса, а налаживанием «инвестиционного климата», удобного для иностранного капитала. Оценку эффективности такой деятельности и реализации инновационных национальных программ дал сам Премьер-министр Д. Медведев: было реализовано только 5 из 75 проектов. Причины такого положения дел раскрыла Председатель Счетной палаты РФ Т. Голикова – неэффективно используется или похищено из бюджета около 1 трлн. руб. 

На самом деле, для инновационного развития бизнесу и населению нужны не субъективные рейтинги, не курсы валют и цены на нефть, а собственные дешевые и длинные инвестиционные деньги, без которых никакой модернизации, реструктуризации и креативной «экономики знаний» не будет. Чтобы восстановить энергию для развития России нужно вернуть свой суверенитет: интеллектуальный геополитический, правовой, экономический, финансовый, технологический и кадровый. В этой связи подтверждаются прогнозы о перспективности подготовки аналитиков, маркетологов и независимых экспертов.

= Тезис №3 «Инновационные идеи в сфере управления» определяется тезисом: «Мы можем столько, сколько мы знаем». В этом смысле, «чтобы что-то изменить на практике, нужно что-то новое придумать в теории». Поэтому чтобы обеспечить импортозамещение как таковое, России нужна интеллектуальная революция в сфере науки, политики и экономики.

Инновация №1. В этой связи мы предлагаем использовать новую науку «Политическая кибернетика», которая включает в себя новые научные методы исследования и работы с информацией, объединенные под общим брендом комбинированная методология «Триалектика - «3DМ». Новая методология позволяет использовать синергетические эффекты, возникающие при взаимодействии моделей, способных структурировать информационное пространство и планировать желаемые события посредством синтеза известных моделей: «PATTERN», «Cybersyn», «Kaizen». Новая наука представляет собой синтез системного, сетевого, модельного, сценарного и проектного подходов, которые могут использоваться как инструмент социально - политической экспертизы выявления очагов искажений в системе управления, агрегирующий технологии трех уровней: «know what», «know way», «know how».

Инновация №2. В сфере политики предлагаются разработанные новыми методами концепции: «Проектно-целевое управление процессами, системами, ресурсами». «Экспертное управление проектами». «Социальная экспертиза и оценка объективности, эффективности и полезности принимаемых властью решений». Концепции реализуются посредством общественно-политических и социально-экономических проектов, которые внедряются посредством новых моделей управления, разработанных с учетом мирового и национального опыта стратегического, тактического и операционного управления процессами, системами и ресурсами. Это позволяет построить «Матрицу проблем», «Матрицу системных решений» и «Матрицу ресурсов», из которых создаются кейсы готовых решений - «Матрицы профессиональной компетенции». В целом эти технологии обеспечивают формирование производственно-технологических цепочек, где создается новая стоимость с учетом сложившегося международного разделения труда. Подготовленные новыми методами и по новым программам специалисты смогут отвечать на вопросы: «Что, где и как нужно производить» и «Что, где и как реализовывать?».

Инновация №3. Проект «ТРИИС» - «Территориальная (региональная) инновационно-инвестиционная система» - предлагается в качестве одного из системных практических решений. Особенностью проекта является его стратегический замысел, который основывается на прогнозах российских и международных ученых. Технология, заложенная в модель «ТРИНИТИ», соединяет элементы проекта «ТРИИС» с элементами модели «Принципат» как новой модели управления регионами и экономикой. Модель представляет собой вертикаль, которая образуется сетевыми кластерами горизонтальных связей, что позволяет управлять регионами в режиме реального времени посредством новейших достижений науки и техники. «ТРИИС» предлагает развернутую во времени и пространстве Программу действий, понятную и привлекательную для большинства населения России. Она включает в себя создание «Российской Единой Биржевой Системы» с инвестиционными региональными Центрами и «Единую систему управления инфраструктурой России», в том числе: оптимальным размещением производительных сил, энергосистем; управлением транспортными, товарными и финансовыми потоками; доходами, кадровыми назначениями и обоснованным расселением граждан по территории России. 

® Copyright © Простов А.Ф. All Rights Reserved. Публикуется на правах рукописи, все права сохранены, ссылки при перепечатке обязательны. Основные идеи,  новая наука, новый научный метод, модели, концепции, проекты и кейсы готовых решений автора опубликованы на сайте "Центр политической кибернетики":  www.politcyber.ru

Вы спрашивали, мы отвечаем

Задать вопрос вы сможете после регистрации

Подписчики: 1588

Регистрация/Вход

Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования Яндекс.Метрика