Центр политической кибернетики

«Набор фактов не есть представление о предмете – когда понятен смысл, то мелочи не имеют значения, их можно отбросить или набрать новые...»

 

Посещений: 469383

 

Простов Александр Федорович – экономист по МЭО, кандидат политических наук, член РАЕН, Сопредседатель НП «Национальный союз общественных экспертов».

              Доклад: «Факторы, определяющие инновационную стратегию развития России в условиях глобализации»

Международная научно-практическая конференция «Инновационная стратегия развития России в условиях глобализации». НОУ ВПО «Московский институт экономики, политики и права», АНО ВПО «Российская академия предпринимательства», ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ». 5 декабря 2013 года.

Разговор о тенденциях и прогнозах стратегии инновационного развития России нужно начинать с анализа и определения координат страны в рамках международного разделения труда, ее доли в мировых ресурсах, в мировом ВВП, в распределении мировой прибыли, собственной стратегии развития, модели государственного управления, регионального самоуправления и влияющих на них внешних и внутренних факторов. Содержание этих факторов раскрывается тезисами, сформулированными на трех проблемных уровнях: глобальном (мировом), локальном (российском) и конкретном (в сфере научного управления).

Тезис №1. «Глобальный – мировой». «Что нужно для того, чтобы в наибольшей степени соответствовать современному бизнесу?». Первой на этот вопрос ответила «азиатская школа управления», которая провозгласили, что: «Бизнес – это война, поэтому все законы войны распространяются на искусство ведения бизнеса». Они это сказали и выиграли – в обозримом будущем Китай обгонит США по объему ВВП и станет главным держателем западных долгов, а «второстепенные по своей значимости банки и фондовые биржи подчинят своим интересам всю мировую экономику». 

[1]

Это означает, что если США и Европу загнать в их национальные границы, то они очень скоро разорятся и погибнут, так как живут за счет жизненной энергии других стран, получая ее посредством неэквивалентного обмена. При этом сами эти «лидеры» живут не по средствам, призывая и даже понуждая другие страны экономить на заработанной плате и социальных затратах. Особое место здесь занимает США, чьи только официальные внешние долги 17 трлн. долл. уже превысили собственный ВВП, а внутренние и забалансовые долги не поддаются подсчету. При этом международные эксперты пришли к выводу «если внешний долг страны более 100% ВВП, то она никогда не расплатится». Поэтому есть мнение, что «нам еще предстоит пересмотреть систему управления мировыми процессами. Группа двадцати не смогла стать настоящим инструментом принятия решений, поскольку стала тяжеловесной. Слишком много бюрократии». [2]

Кризис мировой гуманитарно-интернациональной парадигмы проявился как глобальный социально-политический дефолт идеи «социального государства» западного типа, идеи «социального партнерства» и идеи «плавильного котла» - создание мультикультурного государства. Слишком много социальных обязательств и людей, которые нуждаются в социальной поддержке. Это означает, что экономическая война Запада на этом этапе развития проиграна, так как, по мнению большинства экспертов, нынешнее высшее управление на международном уровне не сможет справиться с потрясениями, которые ожидают мировую систему.

Современная мировая политическая элита более не в состоянии самостоятельно делать выбор вектора, модели и способа развития, так как не способна дать адекватную оценку стремительно усложняющейся реальности, найти новые решения, разработать и реализовать инновационные идеи. По этой причине была сформулирована новая стратегия глобального управления: «Не допустить детерминированных реакций мирового сообщества, чтобы малыми силами управлять чужими ресурсами, используя виртуализацию реальности и теорию хаоса».

На этом фоне сложилась геополитическая ситуация, где «русские природные ресурсы стали объединяющим  развитые страны мотивом для антирусского глобального альянса разных геополитических сил». Этому можно противопоставить только антиглобализацию - единственную мотивацию для всемирной мобилизации сил, которая объединит разные  идеологические платформы для создания международной коалиции против финансовой американской гегемонии. Это значит, что борьба за мировые ресурсы, коммуникации и рынки будет обостряться.

Оказалось, что «добрые и толерантные либерал-демократы» уже поделили территорию и ресурсы России, объявив Сибирь и Дальний Восток свободным для заселения пространством. Оказывается люди, которые там живут, были насильственно сосланы Сталиным, а на самом деле все они хотят переехать в европейскую часть России. Другие народы могут свободно переехать сюда, а ресурсы нужно отдать в управление развитых стран, которые нуждаются в сырье. Что касается самой России, то достаточно, чтобы в ней жили 15 млн. чел., обеспечивая перекачку нефти и газа в Европу. [3]

Эти факты подтверждает профессор МГИМО МИД России Валентин Катасонов: «Мир оккупирован и Россия часть этой оккупированной территории». Эмиссия производится тайно и бесконтрольно – деньги передаются частным банкам, но не отражаются на балансах национальных Центральных банков, а проходят как забалансовые или внебалансовые операции.[4]

С ним согласен советник Президента России Владимира Путина Сергей Глазьев, направивший в Кремль письмо, где предупредил о финансовой войне со стороны развитых стран за обладание реальными ресурсами – они наращивают свою валютную эмиссию, с помощью которой скупают реальные активы. Соотношение денег в обороте и в резервах для России губительно. Если Россия будет продолжать ту же политику, то она финансовую войну проиграет. [5]

Ситуация обострилась настолько, что депутаты Государственной Думы выступили с инициативой отказаться от доллара США как расчетной валюты, запретить его хождение внутри страны и продавать нефть, газ и лес на своей национальной бирже только за рубли. Поэтому, чтобы восстановить энергию для инновационного развития России нам нужно вернуть свой геополитический, экономический, финансовый, технологический, научный и кадровый суверенитет. В этой связи предлагается объявить Америку банкротом, ввести внешнее управление ООН над Федеральной резервной системой США и НАТО, принудить сократить военные расходы и закрыть военные базы.

Тезис №2. «Локальный – российский»: «Народ в России живет неоправданно бедно не потому, что плохо работает, а потому, что страной плохо управляют». Применительно к России проблема отсталости заключается в неэффективности применения властью принятой теории и сложившейся практики управления политическими и социально-экономическими процессами, системами и ресурсами. «Цивилизационная» матрица России и ее генетически заданный историко-культурный путь развития, уже более тысячи лет находится в состоянии, которое не соответствует архитектуре территориального устройства и системе управления государством - в России создана не система государственного управления, а система вертикального кормления. Она построена таким образом, чтобы любыми способами загнать граждан и регионы в состояние постоянной зависимости: одних - от пособий, а других - от дотаций. Вертикаль власти превратилась в монополию на право принятия решений по поводу кадровых назначений, производства и распределения общественных благ. Общая оценка деятельности чиновников со стороны экспертов: «власть занимается не теми проблемами, которые тревожат общество».

По мнению ведущих экспертов «Россия сегодня – это сырьевой придаток мировой экономики с внешним управлением. Она как дойная корова, которую не убивают, но и не дают выйти из стойла». «Внешний уровень управления не позволит России быть суверенной страной», поэтому «механизмы реализации всех благих намерений жестко заблокированы» (Р.С. Гринберг). «Россия проиграла холодную войну, а проигравший - платит. И мы платим» (Е. А. Федоров). Кому и как платим можно узнать из отчетов:  вместо создания новых рабочих мест и внедрения новых технологий, Минфин вкладывает деньги в иностранные ценные бумаги под 2%, а бизнес берет кредиты под 12% - так оплачивается налог на Россию. Бывший министр финансов А.Л. Кудрин заявил, что «в ближайшие 10 лет мы лучше жить не будем».

При сложившейся системе 20% населения получает 80% национального дохода. Теперь всем понятно, что для России обозначена подчинительная роль в системе международного разделения труда - на государственном уровне создана и действует практика узаконенного вывоза из страны всех ресурсов валюты, сырья, интеллектуального потенциала. При этом Конституция РФ Статья 15 пункт 4 определяет, что общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры имеют приоритет перед национальным законодательством. Это означает, что наши ресурсы будут использованы для снабжения других стран нефтью, газом и лесом. Поэтому первое, что должна сделать Россия – это отказаться от монетарных - финансовых методов управления и перейти на экспертное управление процессами, системами и ресурсами в рамках новой модели управления и стратегии развития, сформулированными в проекте «Принципат», реализация которого начинается с подписания «Общественного договора между коренными народами России о взаимных гарантиях совместного развития».

Американский экономист Ларуш Л. Х. доказал, что источником основных международных проблем является несправедливая мировая финансово-кредитная система, созданная под прикрытием США. Критикуя «свободный рынок» он доказал, что идеология экономического либерализма, упакованная в современную «теорию монетаризма» Фридмана М., изготовлена на экспорт и предназначена для закрепления господства ТНК в своих колониях.[6]

Кризис показал, что менеджеры, подготовленные по западным учебникам, оказались неспособными решать задачи нового уровня сложности. Их научили принимать оптимальные решения не по законам конъюнктуры развития рынков, а по результатам маркетинга в рамках ситуации, сложившейся «здесь и сейчас». Поэтому полученные промежуточные результаты не смогли сложиться в единое целое и создать синергетический эффект». Люди, занимающие командные высоты в мировой экономике и политике, имеют в основном математическое или техническое, а отнюдь не управленческое мышление. Многие их решения были формально правильные, но, по сути, противоречили сложившемуся укладу, образу жизни и исторической памяти больших групп людей. Знание схем и процедур полезно только в том случае, если правильно выбрать время, место и обстоятельства их применения.[7]  

Видимо поэтому характер проводимых реформ в России оценивается как случайный набор хаотических идей, мер и действий, которые не выстраиваются в общую стратегию развития и не создают синергетического эффекта. Чиновничество делает все, чтобы не допустить независимых экспертов к управлению государством. Но без участия интеллектуальной элиты - мудрецов - экспертов в управлении, без их доминирования при принятии решений, страна и народ рискуют навсегда остаться заложниками ситуации «как есть». Поэтому государством не должны управлять ни оптимизаторы формалисты, ни финансисты, которые проматывают «скрытые ресурсы», наращивая резервы и спекулятивные капиталы за счет того, что  экономят на заработной плате рабочих и не тратятся на внедрение инноваций. Финансисты – это люди с виртуальным мышлением, непонимающие как происходят процессы в реальной экономике. «То, что последние двадцать лет делает российская экономическая наука настолько стыдно, что не может называться наукой».  Это произошло потому, что все эксперты и консультанты власти и бизнеса являются по сути лишь трансляторами и распространителями устаревшего западного менеджмента.

На самом деле управление является сферой деятельности кибернетиков, которые вынуждены соблюдать все природные законы, разрабатывая новую «Повестку дня» и «Карту маршрута» - перехода из ситуации «как есть» в ситуацию «как надо». Здесь важно не только ответить на вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?», но и определить «Как делать?» и «Кто это будет делать?». Иначе в стране, где переименование создает только видимость перемен, а все остается неизменным, никакие законы и институты не способны решить этих проблем. Только политическая воля в союзе с умной экономикой и с опорой на национальное большинство могут обеспечить безопасность, суверенитет и развитие. В этом смысле, отделять политику нужно не от экономики, а от криминала и попыток национальной элиты «бегать на сторону», действуя в  интересах мировой элиты, помогать другим, забывая про своих.[8]

Тезис №3. «Конкретный – научно-управленческий»: «Чтобы что-то изменить на практике, нужно что-то новое придумать в теории, поэтому пришло время по-новому взглянуть на реальности мира, воспользовавшись достижениями кибернетики и синергетики как синтезированной науки». Многие исследователи пришли к выводу, что «Современная теория управления характеризуется произволом, структурным несоответствием и терминологическим хаосом, старые модели уже не работают или работают неэффективно, а новые – еще не созданы».         Нужно привыкнуть к мысли, что роль собственника должна быть ограничена интересами государства и общества – так принято во всем мире, а не его доходами. По оценке «Росфиннадзора» и Счетной палаты РФ менеджеры из «Сколково», «Нотехнологии», которые будучи сторонниками монетаризма, даже с миллионными зарплатами не смогли организовать эффективное управление своими проектами. Монетаристы «Школы Е. Гайдара» не имеют собственной научной школы и каких-либо достижений в сфере науки, но при этом оккупировали все экспертные советы при Президенте РФ и Правительстве РФ. 

[9]

Практика показала, что стратегические цели могут достигаться только при условии их соответствия возможностям операционного управления. Поэтому в центр решения всех проблем нужно поставить «управление», которое может быть или эффективным – соответствовать всеобщим принципам, общим законам, или неэффективным. Это даст возможность подвести под общий знаменатель любые проблемы и найти единственно правильное решение. Для реализации этой идеи нужны новые наука, методы, концепции, стандарты, проекты и технологии, которые позволят одним решением устранить целый кластер различных проблем.

В этой связи особый интерес представляют результаты исследований академика РАН Макарова В.Л., где он сделал научный прогноз и сформулировал новый этап развития мировой экономики: «человечество построило информационное общество и экономику знаний. Следующий этап глобального развития – это «проектно-контрактная экономика», где «проект есть иерархическая сеть контрактов, где все расписано как в юридическом контракте. Однако профессионалов, способных так сделать проект, пока нет. Нет и опыта создания таких проектов. Нет школы по обучению такой профессии. Все надо начинать с нуля …». [10]

В связи с чем, мы предлагаем целый «каскад» проектов и экспертных сервисов, а так же документы, регулирующих проектно-экспертную деятельность. Проекты разработаны в рамках науки «Политическая кибернетика», которая основывается на «Законе сохранения энергии» и вытекающем из него постулата: «Все есть управление системами посредством распределения в них энергии, где под энергией подразумевается единство вещества энергии и информации».

Новая наука предлагает и новый комбинированный метод наложения троичных матриц «Триалектика 3D», который позволяет находить единственно правильное решение по принципу «пазла», структурировать информационное пространство и планировать желаемые события. При помощи этого метода разработаны концепции «Единой теории управления»: «Проектно-целевое управление процессами, системами, ресурсами»,  «Экспертное управление проектами», «Социальная экспертиза и оценка объективности и эффективности  принимаемых решений» и учебно-образовательный курс «Интеллектуальное управление проектной экономикой». Это значит, что в России «есть профессионалы, способные сделать проект, есть опыт создания таких проектов и есть школа по обучению такой профессии». [11]

Поэтому, чтобы России вписаться в мировые системы ВТО как стране с инновационной экономикой, нужно чтобы локальные модели соответствовали господствующим в мире принципам, правилам и механизмам, то есть перейти на самоуправление на всех уровнях – внедрить полицентрическую модель управления страной, экономикой, бизнесом, соответственно подбираются кадры – самостоятельные вместо исполнителей. В этой связи актуализируется тезис: «Научить народ интеллектуальному труду на основе национальной культуры - есть главная задача всей российской педагогики». Для решения этих проблем «Русская школа управления» предлагает начать формировать у элиты «проектное мышление», чтобы внедрять новые технологии типа «Матрица системных решений», которые позволяют сложные научно-теоретические конструкции превращать в кейсы готовых решений.  Кадровая модель «Матрица компетенции» определит новые профессиональные требования к специалистам, которые войдут в новую модель управления и будут реализовывать новую стратегию развития.

Пришло время заставить власть извлекать выгоду из геополитического положения страны, а не участвовать в около научных дискуссиях по вопросу какая Россия – западная или восточная цивилизация. В этом смысле, чтобы создать благоприятные условия для развития регионов и страны в целом, нужно научиться управлять инвестициями как бизнес-процессами. Для этого необходимо принять новую «Повестку дня» и «Карту маршрута» - перехода из ситуации «как есть» в ситуацию «как надо», которые изложены в социально-экономической программе «Доклад Кремлю», фрагменты текста которой будут опубликованы.

Вывод и рекомендации. К сожалению, «кремлевские мечтатели» оградили свое сознание частоколом наемных экспертов, которые не пропускают инновационные эффективные решения, так как им не хватает компетенции, чтобы их осуществить. Выяснилось, что наличие законов и регламентов не является достаточным для управленческой деятельности. Поэтому возникла необходимость появления нового типа управленца, обладающего большей компетенцией и способностью не только к проектному и экспертному, но и к кибернетическому мышлению. Он должен понимать, как принимаемые им решения связаны с предыдущими и как влияют на последующие. Хороший управленец живет в реалиях своей страны, своего города, своей организации, а не в абстрактных схемах.  

Стране нужна новая национальная элита, которая реализовав «Доклад Кремлю» - развернутую во времени и пространстве программу действий, понятную и привлекательную для большинства населения России, перехватит интеллектуальную, политическую и экономическую инициативу по всему спектру существующих в мире проблем и станет лидером в вопросах глобального управления развитием современной цивилизации. На этом фоне успехов, сама российская власть сможет удержать под контролем все социально-политические процессы, происходящие в стране. Для развития инновационного бизнеса населению нужны не рейтинги, не курсы валют и цены на нефть, а дешевые и длинные кредитно-инвестиционные деньги, без которых никакой модернизации, реструктуризации и инновационной (креативной) экономики не будет. 

® Copyright ©  Простов А.Ф. All Rights Reserved. Публикуется на правах рукописи, все права сохранены, ссылки при перепечатке обязательны. Основные идеи,  новая наука, новый научный метод, модели, концепции, проекты и кейсы готовых решений автора опубликованы на сайте "Центр политической кибернетики":  www.politcyber.ru


[1] Простов А.Ф., Недотко П.А., Сумина И.С. Конкуренция глобальных и локальных проектов будущего. М.: РАГС. 2008. 174 с.

[3]Ren-TV. Документальный проект. 21 мая 2013 года.

[4]http://ruskline.ru/news_rl/2013/01/21/valentin_katasonov_mir_okkupirovan_rossiya_chast_etoj_okkupirovannoj_territorii

[6]Ларуш Л.Х. Физическая экономика как платоновская эпистемологическая основа всех отраслей человеческого знания. М.: Научная книга, 1997. с.8 .

[7] Управление изменениями: человеческий фактор. Сборник статей. Сергей Зуев, декан факультета государственного управления РАНХ и ГС при Президенте РФ. М.: Икар, 2011, стр. 5-6.

[8] Простов А.Ф., Аксенов В.А., Алексеев Ю.В. Социальная экспертиза: новая стратегия развития гражданского общества. Минск: Вараксин. 2012. 96 с.

[9] На одной из передач «Народ хочет знать», конгрессмен Сергей Лисовский на вопрос ведущей Киры Прошутинской «Можно ли сделать что-то хорошее для экономики России уже завтра?» ответил «Да, можно, но для этого нужно распустить Высшую школу экономики».

[10] Макаров В.Л. «Социальный кластеризм. Российский вызов». М.: Бизнес атлас. 2010. стр.197.

[11] Простов А.Ф., Патрушев В.И., Алексеев Ю.В. Живой капитал как основа ноосферной концепции развития. Инновационные социальные технологии. М.: Optima-press. 2012. 142 с. 

Вы спрашивали, мы отвечаем

Задать вопрос вы сможете после регистрации

Подписчики: 1595

Регистрация/Вход

Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования Яндекс.Метрика