Центр политической кибернетики

«Набор фактов не есть представление о предмете – когда понятен смысл, то мелочи не имеют значения, их можно отбросить или набрать новые...»

 

Посещений: 469485

 

Простов Александр Федорович – экономист по МЭО, кандидат политических наук, член РАЕН, Сопредседатель НП «Национальный союз общественных экспертов».

Доклад: «Современное образование: конкуренция в условиях рынка: «или мы сами создаем что-то новое, или будем плестись в хвосте…».          

Международная научно-практическая конференция «Развитие информационных образовательных технологий», организованной АНО ВПО «Институт менеджмента, экономики и инноваций» 19 ноября 2015 года.

Уважаемые коллеги, разработка и внедрение новых информационных образовательных технологий во многом зависят от уровня сложности решаемых задач, от содержания предлагаемых знаний и от базовой подготовки обучаемой аудитории. Здесь необходимо учитывать, что «Не всякая информация является знаниями, и не все знания являются объективными, нужными и полезными». Например, многие ученые-эксперты уже не считают наукой философию, социологию и историю, а Япония рассматривает вопрос об отказе от преподавания общественных наук в своих вузах. В этом смысле структура, содержание и форма современных знаний должна соответствовать уровню сложности востребованных рынком труда профессий - нужно понимать, что рынком разум не заменишь. В нашем случае мы рассматриваем рынок труда, где работодателя интересуют не оценки в дипломе, а опыт, навыки и компетенции, где востребованы аналитики, маркетологи, антикризисные управляющие и эксперты. Новые технологии реализуются посредством «Стратегии голубого океана».

В качестве примера Вам предлагаются несколько разработанных и используемых инновационных технологий работы с информацией и передачи знаний. Здесь следует учитывать, что большинство из этих технологий невозможно передать простым описанием или «теоретически», так как они осваиваются только посредством участия в самом процессе решения реальных проблем. Кроме того, нужно учитывать, что при передаче информации всегда возникает проблема понимания, поэтому необходимо все назвать своими словами. Например, нужно понимать различие между понятиями: «Стратегия - тактика - операционное управление». «Мероприятие - проект - программа». «Управление - менеджмент - кибернетика». Предложенная форумом тема раскрывается посредством ответа на три вопроса: «Кому мы эти знания передаем?», «Какие знания мы передаем и зачем?», «Как мы эти знания передаем?».  Ответами на эти вопросы являются наши разработки в формате проектов и технологий.

Ответ №1 на вопрос: «Кому мы эти знания передаем?». Проект «Экология сознания». Характеристика аудитории: архетипы и психотипы. При оценке аудитории нужно учитывать биофизические особенности человека. Органы чувств - это специализированная периферическая анатомо-физиологическая система, обеспечивающая, благодаря своим рецепторам, получение и первичный анализ информации из внешней и внутренней среды организма. Информация, получаемая головным мозгом человека от шести органов чувств (слуховой, зрительный, обонятельный, осязательный, вкусовой и вестибулярный), формирует восприятие человеком окружающего мира и самого себя. Дистанционные органы чувств воспринимают раздражения на расстоянии, а другие органы – только при непосредственном контакте. Информация передается в центральную нервную систему, которая анализирует и идентифицирует ее. Затем вырабатывается ответный сигнал, который передается по нервам в соответствующие органы организма, при этом одни органы чувств могут в определенной степени дополнять другие.

Системные законы постулируют, что любая социальная система, где люди осуществляют совместную деятельность, включает в себя: 1% - генераторов идей; 3% - теоретиков, доводящих идеи до разумного понимания; 5% - разработчиков средств, технологий и методов; 8% - менеджеров-управленцев разного масштаба. Известно, что человек способен держать в оперативной памяти 7 вопросов (тем), при этом максимальное внимание ограничивается 7 минутами, а из полученной информации менее 7% остается в памяти. Полностью осваивает материал предмета только 1% учеников. Воспринимают новую информацию: принимают полностью - 20%, принимают частично -  60% и 20% - не принимают новую информацию. Успеваемость школьников: учатся плохо – 20%, удовлетворительно и хорошо – 60%, отлично – 20% учеников. Люди запоминают 10%  прочитанного; 20% услышанного; 30% увиденного; 50% - увиденного и услышанного; 70% сказанного и написанного самим человеком; 90% - сказанного, написанного, увиденного и реализованного собственными реальными действиями. Кроме того, нужно различать людей с лево- и правополушарными особенностями восприятия информации.  

Для решения этой проблемы нами предлагается к реализации проект «Когнитивное сознание в сфере проектно-экспертной деятельности». Проект предусматривает использование знаний по «Экобиопсихологии», «Экософии», а также «биоадекватных учебников» по всем циклам учебных дисциплин, разработанных отделением РАЕН «Ноосферное образование». Новые учебники и способы преподавания позволяют в разы повысить эффект понимания и усвоения учебной информации, повысить мотивацию к учебе; на 15-40% повысить уровень гармонии личности, высвободить творческий ресурс, актуализировать ранее невостребованный потенциал, обрести психологическую устойчивость; в разы повысить успеваемость и улучшить качество знаний студентов.

Ответ №2 на вопрос: «Какие знания мы передаем и зачем?». Технология «Матрица профессиональной компетенции в сфере высших социальных достижений». Современный рынок труда определяет три основных типа наиболее востребованных специалистов, которые ранжированы по мере возрастания на них спроса, оплаты и сложности решаемых ими вопросов: Менеджер по продажам – характеризуется умением работать в      стандартных условиях с применением «кейса готовых решений», которые он перекладывает как «кубики» под ситуацию. Менеджер по производству – характеризуется умением работать в изменяющихся условиях с применением методов, моделей, проектов, которые он использует как «мозаику», выстраивая новую ситуацию: повышает производительность труда или создает новый продукт. Антикризисный управляющий - характеризуется умением работать в неизвестных условиях с применением принципов, законов, критериев, которые помогают найти «пазл» - единственно правильное решение.

Критерии оценки и структура знаний: достоверно, понятно, практически применимо и полезно. Знания должны быть структурированы и красиво упакованы. Три уровня знаний: «знаю что, знаю как, знаю каким образом» - оценка проводится по критерию уровня сложности знаний, установленному Министерством по образованию и науке РФ, определяющим: 1. Способность принимать решения в непредсказуемых условиях (Кейс №1. Принципы, законы, критерии). 2. Способность принимать решения в изменяющихся условиях (Кейс №2. Методы, модели, проекты). 3. Способность принимать решения в стандартных условиях (Кейс №3. Механизмы, технологии, готовые решения).

Содержание знаний и навыков. Как правильно использовать свои природные потенциалы. Правильно использовать научные методы. Уметь классифицировать и структурировать информацию, сравнивать и делать выбор; правильно формулировать вопросы, ставить и решать задачи. Правильно описывать профессиональный опыт, события, явления и факты. Эффективно управлять системами, создавая и используя синергетические эффекты. Правильно формулировать экспертные оценки. Уметь принимать решения в стандартных, изменяющихся и непредсказуемых условиях. Правильно действовать в новой ситуации. Проектировать, моделировать и составлять сценарии. Преобразовывать сложные теоретические конструкции в кейсы готовых решений. Определять масштаб упущенных возможностей и не повторять ошибки в будущем. Подводить под общий знаменатель любые проблемы. Одним решением устранять целый кластер существующих проблем. Находить единственно правильное решение. Структурировать информационное пространство и планировать желаемые события.

Ответ №3 на вопрос: «Как мы эти знания передаем?». «Триалектика: комбинированная методология «3-DM». Проведенные эксперименты показали, что слушать лекции или читать материалы по предмету наименее эффективный способ выучить что-либо, поэтому мы проигрываем конкуренцию иностранным университетам по срокам обучения. Чтобы эффективно учиться, нужно обучать действием. «Конус обучения» наглядно объясняет, почему фильмы запоминаются лучше, чем прочитанная книга на ту же тему. Фильм использует аудиовизуальные аспекты, которые человеческий мозг более склонен запоминать.

Когнитивная наука и кибернетика. В результате проведенных исследований и изучения мировых и национальных достижений в этой сфере знаний, нами собраны в проекте «ТРИИС» самые эффективные методы, стратегии, модели и технологии работы с информацией. На их основе разработана модель «ТРИНИТИ».

Другим примером передачи знаний посредством трансформации сложных научных конструкций в кейсы готовых решений являются учебники, разработанные под заказ для МИИТ: «Матрица профессиональной компетенции в сфере высших социальных достижений» и «Теоретические основы и практика применения знаний в области менеджмента в спорте», где был использован матричный метод постановки проблем и способов их решения: «Матрица проблем», «Матрица системных решений» и «Матрица потенциалов, возможностей и ресурсов».

Метод «черного ящика», где известны только входные и выходные данные системы, ее функциональная деятельность и поведение, которое зависит от характера получаемой информации. С его помощью можно решать проблемы любого уровня сложности. Здесь в качестве «алгоритма решения задач» используется «пошаговый метод достижения целей» в виде «Карты маршрута» перехода из ситуации «как есть» в ситуацию «как надо».

Метод разработки таких моделей включает в себя абстрактно-логическое моделирование: «Изотезисный метод постановки проблем и способов их решения», «Триатрибутивную лингвистику (логику)», «Метод фокусировки принципа триединства в моделях управления». Технически, метод реализуется посредством наложения троичных матриц и оформления новых идей в формате «Паспорт проекта».  Создавать и управлять такими моделями могут только люди с особыми знаниями.

«Изотезисный метод постановки проблем и способов их решения», где используются геометрические символы: «точка, линия, плоскость». Способы передачи информации: устная передача информации - словесное описание и зрительная: рисунки, геометрические фигуры, схемы, формулы. Ролики, учебные, документальные и художественные фильмы, которые сопровождаются запахом. Слайдовая презентация, которая сочетает цветной рисунок, тезис и музыкальное сопровождение.

Триатрибутивная лингвистика и кибернетическая терминология создают однозначную смысловую интерпретацию понятий, и устраняет огромный массив ложной, дублирующей и вторичной информации, представляющей собой «дурную бесконечность ненужных знаний», лишенных целостности. Увеличивать информацию, передавая ее в подробностях можно сколь угодно долго, но при этом создается ложное впечатление, что информации становится больше, в то время как смысл останется одним и тем же. Данный подход определяет смысловые и научные преимущества над содержанием вышеуказанных наук, теорий и концепций, где «разные новые названия скрывают старые смыслы». Оппоненты используют разную логику, опираются на разные смыслы и разговаривают на разных языках.

Предопределяющая методология. «Триалектика: комбинированная методология 3-DM». Принципы, заложенные в методе наложения троичных матриц, создают эффект «пазла», который опровергает существующее представление об объективности и эффективности «множества» принимаемых решений. На самом деле у любой проблемы существует только одно правильное решения, так как все остальные решения вынужденные и принимаются под действием внутренних и внешних факторов. «Триалектика» является методом, который позволяет блокировать любые смысловые манипуляции и ложные толкования понятий. Построенные на основе этого метода модели позволяют одним решением устранить целый кластер проблем. Этим они отличаются от действующих моделей, которые создаются под решение только конкретных задач. В идеале такие модели способны решить сверхзадачу - не создавать искусственных проблем, которые возникают в результате ошибочных решений.

«Триалектика» позволит внедрить в практическую деятельность технологии, позволяющие структурировать информационное пространство, планировать желаемые события и одним решением устранять целый кластер проблем. Выявлять противоречия, несоответствия, искажения и подмену смыслов на стадии обсуждения идей и проектов. Находить в текстах других авторов то, что написано между строк (скрытые смыслы) – побочные интеллектуальные продукты, которые оказываются важнее того, что искал и нашел автор. Определить координаты знаний, проблем, решений, самого человека, процесса, события; подвести все проблемы, оценки и решения под один знаменатель; определить скрытые намерения партнеров.

Новый подход позволяет упорядочить разрозненное знание и создать новое целостное знание, которое способно проводить анализ различных по характеру систем, среды их обитания, а также процессов и явлений любого масштаба. При этом не нарушается синергетическая целостность объекта исследования, что позволяет адекватно описывать системы, процессы и явления, а также делать реальные прогнозы на научно-теоретическом уровне.

Вывод: одним из основных факторов усиления государства является обязанность науки и экспертного сообщества достоверно и своевременно информировать национальную элиту, которая принимает управленческие решения, о реальных процессах, проблемах и событиях, происходящих в стране и в мире, а также давать практические рекомендации решения этих проблем. Чтобы стать конкурентоспособным на интеллектуальном рынке, нужно создать более эффективный метод концентрации ресурсов.

В процессе конкуренции на рынке образовательных услуг победит тот, кто сможет оказаться в нужном месте, в нужное время и с нужным ресурсом. В данном случае таким интеллектуальным ресурсом является новая научная школа «Политическая кибернетика» и ее методы. На конкретных примерах мы показали, как и где используются инновационные технологии работы с информацией посредством концепции «Проектно-целевое управление процессами, системами и ресурсами».

В связи с этим можно признать, что конкурентоспособность любого учебного заведения может быть обеспечена только интеллектуальной новизной в формате разработки нового научного направления, собственной научной школы и новых, более эффективных методов и технологий передачи знаний: «Или мы сами создаем что-то новое, или будем плестись в хвосте». (В.В.Путин).

® Copyright © Простов А.Ф. All Rights Reserved. Публикуется на правах рукописи, все права сохранены, ссылки при перепечатке обязательны. Основные идеи,  новая наука, новый научный метод, модели, концепции, проекты и кейсы готовых решений автора опубликованы на сайте "Центр политической кибернетики":  www.politcyber.ru

Вы спрашивали, мы отвечаем

Задать вопрос вы сможете после регистрации

Подписчики: 1595

Регистрация/Вход

Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования Яндекс.Метрика