Простов Александр Федорович – экономист по МЭО, кандидат политических наук, член РАЕН, Сопредседатель НП «Национальный союз общественных экспертов».
ДОКЛАД: «Капитализация инвестиционных затрат на разработку ОИС»
«Всероссийский бизнес форум «Коммерциализация инноваций – государственно-частное партнерство». ТПП РФ - 27 июня 2013 года.
Тезис №1 - направлен на защиту науки, которая обеспечивает экономику инновациями. «Чтобы что-то изменить на практике, нужно что-то новое придумать в теории». В данном случае речь идет о кибернетических науках, которые обеспечивают внедрение инноваций. С точки зрения науки управления прорывные инновации, в отличие от постоянных улучшений бизнес-процессов, могут быть реализованы только в рамках стратегического управления. Однако практика показала, что стратегические цели могут достигаться только при условии их соответствия возможностям операционного управления.
В этом смысле глобальный кризис показал, что менеджеры, подготовленные по западным учебникам, оказались неспособными решать задачи нового уровня сложности. Их научили принимать оптимальные решения не по законам конъюнктуры развития рынков, а по результатам маркетинга в рамках ситуации, сложившейся «здесь и сейчас». Поэтому полученные промежуточные результаты не смогли сложиться в единое целое и создать синергетический эффект». Это доказывает, что современная теория управления характеризуется произволом, структурным несоответствием и терминологическим хаосом, поэтому «старые модели уже не работают или работают неэффективно, а новые – еще не созданы».
Применительно к России проблема заключается в неэффективности применения властью принятой теории и сложившейся практики управления общественно-политическими и социально-экономическими процессами. Не все понимают, что разные стратегии развития и модели управления имеют разную мощность. В том смысле Россия использует самые слабые – «пораженческие» стратегии и модели управления, поэтому у нас внедряется только 3% патентов. Для сравнения в других странах – более 50%..
Выводы и предложения №1. «России нужна управленческая революция». «Несостоятельность хороших идей вызвана многими причинами, главная из которых – это оккупация пространства ложными знаниями». Поэтому предлагается разработать и внедрить взамен «Западной школы менеджмента» новую «Русскую школу управления». В качестве первого шага с целью сформировать проектное мышление у нового поколения руководителей-управленцев предлагается учебно-образовательная программа «Интеллектуальное управление креативной экономикой», где опираясь на прогнозы академика Макарова о новом этапе «проектно-контрактной экономики», разработаны: концепция «Проектно-целевого управления процессами, системами и ресурсами»; концепция «Экспертное управление проектами». Кроме того предлагаются новые методы анализа информации и технологии принятия управленческих решений; новые методы социальной экспертизы и оценки объективности, эффективности и полезности принимаемых властью решений.
Тезис №2 - направлен на защиту авторов инноваций. «Идея всегда посрамляла себя, как только она отделялась от интереса». Для авторов – это защита юридических прав и рыночных коммерческих интересов, которые обеспечиваются посредством капитализации инвестиционных затрат уже на этапе разработки объектов интеллектуальной собственности. Эту проблему подробно обсуждали на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге 20-21 июня 2013 года и пришли к выводу, что права авторов ущемляются.
Выводы и предложения №2. Здесь в качестве исторического опыта можно вспомнить «Модель Леденцова», через которую прошли наши самые известные ученые – Менделеев, Попов и другие. На Западе эта модель была реализована как «эндаументы», у нас она известна как «целевой капитал». Смысл этой модели заключается в том, что внедрение ОИС начинается с создания единого инвестиционно-финансового центра, который в дальнейшем пополняется за счет внедренных инноваций по принципу солидарной помощи пенсионных фондов – успешные новаторы финансируют молодых ученых и новые проекты. В рамках этих фондов разработать и внедрить в существующий рынок интеллектуальных услуг новые стандарты проектной и экспертной деятельности, «Единые нормативы и расценки» - ЕНИРы и новые «технологии капитализации, монетизации и коммерциализации ОИС».
Тезис №3 - направлен на объяснение авторам условий внедрения ОИС. «Автору недостаточно иметь внутреннюю ценность, ему нужно иметь внешнюю потребительскую стоимость». Сама по себе идея, ее масштаб и глубина определяет только внутреннюю ценность и уровень развития человека. Поэтому чтобы идея приобрела внешнюю потребительскую стоимость ее нужно оформить как проект, понятный и привлекательный для инвестора и потребителей. При этом установлено, что авторская инновация будет востребована при условии, что она может быть или включена в уже существующий бизнес-процесс, участвуя в создании прибавочной стоимость, или под нее создается новый бизнес-процесс, новый продукт и новая стоимость.
ОИС как «знания» должны быть понятны и изложены в формате, который позволит освоить их в период ограниченного времени. Поэтому, критикуемое всеми «клиповое мышление», на самом деле, является ускоренным способом получения знаний в формате «готовых решений» с учетом ограниченного времени и роста скорости появления новых ситуаций и новой информации в условиях неопределенности.
Выводы и предложения №3. Инновацию не нужно приспосабливать к уже существующим потребностям, так как открывается возможность формирования нового рынка, где доминируют права и рыночные интересы авторов-разработчиков, которые обеспечиваются посредством капитализации инвестиционных затрат на разработку объектов интеллектуальной собственности. Устранить противоречия между установленными стандартами и принимаемыми управленческими решениями на всех уровнях.
® Copyright © Простов А.Ф. All Rights Reserved. Публикуется на правах рукописи, все права сохранены, ссылки при перепечатке обязательны. Основные идеи, новая наука, новый научный метод, модели, концепции, проекты и кейсы готовых решений автора опубликованы на сайте "Центр политической кибернетики": www.politcyber.ru