Центр политической кибернетики

«Набор фактов не есть представление о предмете – когда понятен смысл, то мелочи не имеют значения, их можно отбросить или набрать новые...»

 

Посещений: 468069

 

Простов А.Ф. - Кандидат политических наук. Главный редактор журнала «Социальная экспертиза». Сопредседатель НП «Национальный союз общественных экспертов». Член Международной академии инновационных социальных технологий, Ноосферной общественной академии наук, РАЕН. Эксперт Совета Федерации РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, Общественной палаты РФ и ТПП РФ.

Алексеев Ю.В. - Президент Некоммерческого партнёрства «Межрегиональный центр содействия развитию трудовых ресурсов и территорий «ОПТИМА ПРОЕКТ», Директор Центра изучения кадровой логистики и развития человеческого капитала территорий  НИИ Комплексных муниципальных исследований Отделения Общественных наук РАН

Бобков В.Н. - Доктор экономических наук, заслуженный деятель науки РФ, Генеральный директор ОАО Научно-исследовательская организация «Всероссийский центр уровня жизни».

Плаксин В.А.  - Генеральный директор Некоммерческого партнёрства «Межрегиональный центр содействия развитию трудовых ресурсов и территорий «ОПТИМА ПРОЕКТ».

 Статья: «Человеческий капитал: пути повышения уровня жизни населения»                                                                                                                                         (краткое описание инновационного Проекта)

Статья опубликована в журнале ВЦУЖ «Уровень жизни населения регионов России». № 6. 2011.

Россия медленно, но верно поднимается в рейтинге развития человечества, правда она по-прежнему очень далека от лидеров списка. По уровню жизни населения различные международные организация ставят нашу страну на  63-65-е место. В то же время следует отметить, что Российские регионы сильно отличаются друг от друга по уровню жизни, одни живут как европейцы (Москва, Санкт-Петербург, Тюменская область, Татарстан), а другие - как африканские страны (Тыва или Ингушетия).

Повышение уровня жизни - важнейшая задача социального государства, которым, согласно Конституции, является Россия. Низкий уровень жизни людей, масштабная бедность сдерживают развитие страны и ее регионов. На новом этапе развития социальная политика все более и более регионализируется и муниципализируется.

 В условиях рыночной экономики социальная политика имеет целью создание необходимых для удовлетворения основных потребностей населения страны и обеспечения социального мира в обществе, консенсуса между его различными социальными группами, классами и нациями. Без эффективной реализации этой стратегической задачи невозможны нормальное функционирование рыночного хозяйства, предотвращение и сглаживание социальных конфликтов в обществе. Повышение уровня жизни населения является главной целью любого прогрессивного общества. Государство обязано создавать благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность.

Именно решению этой проблемы способствует, разработанный Некоммерческим партнерством Межрегиональный центр содействия развитию трудовых ресурсов и территорий «ОПТИМА ПРОЕКТ» инновационного  Проекта «Человеческий капитал: управление развитием трудовых ресурсов и капитализацией человеческого потенциала муниципальных образований»

Некоммерческое партнерство Межрегиональный центр содействия развитию трудовых ресурсов и территорий «ОПТИМА ПРОЕКТ» более пяти лет занимается разработкой и внедрением новых форм управления и социального развития населения территорий. Основой его деятельности является продвижение социальных проектов в регионы и их адаптация к местным условиям с целью формирования социального фундамента модернизации России. Являясь, по сути, национальной компанией человеческого капитала, центр решает задачи модернизации социально-трудовых отношений на базе широкого партнерства бизнеса, науки и образования. Базовое значение для национальной экономики имеет развитие человеческого капитала в рамках социального заемного труда, что обеспечивает рост конкурентоспособности и устойчивости отечественного бизнеса, развивает современные формы социального партнёрства.

Президент РФ определил приоритеты развития страны в так называемой «концепции пяти «И»: институты, инфраструктура, инвестиции, инновации и интеллект». По его словам, опыт национальных приоритетов показал, что «инвестиции в человеческий капитал оказались одним из самых эффективных».

Некоммерческое партнерство «Межрегиональный центр содействия развитию трудовых ресурсов и территорий «ОПТИМА ПРОЕКТ» в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, разработанной в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662 – р), разработало инновационный бизнес Проект «Человеческий капитал: управление развитием трудовых ресурсов и капитализацией человеческого потенциала муниципальных образований» (далее Проект). Этот проект по сути является  социально-экономической программой нового вида социального предпринимательства  для развития муниципальных образований в формате государственно-частного (муниципально-частного) партнерства. Это  инновационное решение задачи по комплексному подходу к развитию человеческого потенциала и его капитализации.

Оценка проекта. Проект получил положительные оценки в научных и деловых кругах России, государственных и муниципальных органах власти. На Российской национальной выставке в Чикаго (США) в ноябре 2009 года Проект стал победителем и получил диплом, в 2010 году Проект отметили Дипломами на форуме в Хьюстоне (США),  а на 38-м Международном салоне изобретений, новой техники и товаров «Женева 2010» награжден Золотой медалью.

В июле 2010 года Проект обсуждался на круглом столе в Государственной Думе РФ, в ноябре и декабре месяцах прошлого года на форумах в Сколково, в декабре принят на заседании координационного совета комиссий сторонников «Единой России».  По оценке специалистов ведущих научных учреждений России внедрение проекта послужит мощным фактором социально-экономического развития региона. Благодаря этому устанавливается более эффективное взаимодействие между работниками, работодателями и государством с целью обеспечения благоприятной институциональной инфраструктуры для развития социально-трудовых отношений в обществе. Особенно важным является то, что заинтересованное трёхстороннее партнёрство власти, бизнеса и общества делает бессмысленным многие коррупционные проявления, которые душат нашу страну.

Все это позволит создать условия для перехода на инновационный путь развития. Реализация проекта позволяет повысить качество и эффективность труда отдельного человека и производственных коллективов в целом, обеспечивая высокую ответственность и мотивацию работников на увеличение производительности труда. Это будет способствовать масштабным инвестициям в человеческий капитал, и соответствовать главным направлениям в стратегии развития России и её регионов на долгие годы вперед.

В кризисных ситуациях проект позволяет перераспределять трудовые ресурсы между предприятиями территории, а при необходимости и между субъектами Российской Федерации, обеспечивая тем самым гибкую занятость населения с сохранением всех налоговых отчислений на территории муниципального образования.

Для чего нужен Проект. Реализация Проекта будет способствовать  укреплению и развитию гражданского общества, увеличению численности среднего класса и позволит: на территории – создать уравновешенную социальную среду и повысить ее привлекательность для инвестиций; обществу – инвестирование в социальную сферу территории, поддержку неработающего населения и создание для него новых возможностей, активизация граждан; работодателям – иметь возможность постоянно привлекать нужное количество работников необходимых специальностей и квалификации; работникам и населению – повышение качества их жизни до современных стандартов.

Стратегической целью Проекта является стимулирование роста экономики России за счет преобразования рынка труда в системно функционирующий рынок человеческого капитала на основе создания развитой инфраструктуры инновационного социального партнёрства власти, коммерческих и некоммерческих организаций в интересах повышения качества жизни населения России. Ближайшими целями проекта являются: создание цивилизованного рынка заемного труда, как промежуточной фазы формирования рынка человеческого капитала; консолидирование гражданского общества и обеспечение поддержки власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1.

Рис.2.

В основе проекта (рис.1.)  лежит идея объединение усилий предприятий территории, частного капитала для сбалансированного функционирования структурных составляющих социальной сферы, расширения ее возможностей для воспроизводства и наращивания человеческого капитала, более эффективному его использованию в социально-экономическом развитии территории. С этой целью из системы производственных отношений (рис.2.) выделяется функция управления трудовыми ресурсами и передается специализированным экономически самостоятельным некоммерческим структурам. 

Основная суть Проекта

                     

Рис. 3.

Суть проекта заключается в следующем. На территории создается ряд организаций (рис. 3), а именно: унитарное предприятие «Центр содействия развитию человеческого капитала»; ОАО «Центр развития и капитализации человеческого потенциала территории» и специализированная некоммерческая организация Частное учреждение занятости населения «КАДРЫ». В рамках ОАО формируется прозрачный для общественного контроля и структур бизнеса «Центр управления персоналом и кадровой социологистики», основные функции которого состоят в: организации кооперации в социальном партнёрстве по предоставлению аутсорсинговых услуг бизнес структурам; управлении развитием трудовых ресурсов территории; содействии созданию новых рабочих мест; управлении объектами интеллектуальной собственности; развитии человеческого потенциала и его капитализации, что особенно важно (рис.4.)

Рис. 4.

Такая организация совместно с предпринимателями стратегически заинтересована в непрерывном профессиональном образовании работников, повышении их квалификации, предоставлении им дополнительных социальных услуг, содействии повышению качества жизни работников и членов их семей, формировании культуры здорового образа жизни. Таким образом,  данная организация берёт на себя функции по созданию точек роста человеческого капитала территории, создаёт устойчивый порядок самофинансирования социальной сферы. Здесь впервые рыночные механизмы ставятся на службу социальному развитию конкретной территории.

Рис.5.

В ходе реализации проекта инновационного социального партнёрства специализированными организациями реализуются (рис.5.) две целевые социальные программы: «Содействие развитию трудовых ресурсов и социокультурному развитию населения территории» и «Помощь, созидание и поддержка – залог успешной деятельности по обеспечению социальной защиты инвалидов территории». В рамках этих программ по согласованию с администрацией и с учётом мнений социальных экспертов территории, дополнительные  средства направляются на создание новых рабочих мест в социальной сфере (Центры социального обслуживания населения, образовательные учреждения, медицинские, культурные, спортивные и другие организации). Кроме того, для малоимущих граждан и для лиц с ограниченными физическими возможностями создается служба быта «Помощь и созидание», которая оказывает услуги, не предусмотренные государственными структурами (услуги парикмахера, уборка квартир, производство мелкого ремонта и т.д.). Финансирование указанных программ производится из средств специализированных учреждений в форме некоммерческих организаций (НКО). Пример реализации городских Целевых социальных программ представлен в Таблице №1. График инвестиций в создание новых рабочих мест социальной сферы (индустрии) муниципального образования.

Качество услуг  по предоставлению персонала для организаций социальной сферы на безвозмездной основе, для бизнес-структур и других заказчиков на возмездной основе; а так же услуги различным группам населения разработаны и предоставляются на основе требований ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО 9001 с учетом общих положений и терминов, установленных в ИСО 9000 и ГОСТ Р ИСО 9000, с учетом рекомендаций, изложенных в ИСО 9004 и ГОСТ Р ИСО 9004. Что позволит удовлетворить потребителей услуг в полном объеме, с высоким качеством и достигнуть поставленные цели. И самое главное все это   будет способствовать  формированию росту доходов населения в соответствии с его трудовым вкладом и располагаемом им капиталом; предотвращать социальное иждивенчество, путем повышения экономической и социальной ответственности всех членов общества; со­зданию механизма социальной защиты населения.

Капитализация человеческого потенциала территорий. Человеческий капитал может быть индивидуальным, корпоративным или территориальным.  В данном случае в Проекте используется понятие территориального  человеческого капитала в рамках муниципального образования. Механизм увеличения человеческого капитала реализуется через развитие и капитализацию человеческого потенциала территории, объектов интеллектуальной собственности (ОИС) и других нематериальных активов, которые осуществляются профильной компанией ОАО «ПРОГРЕСС ПЕРСОНАЛ», созданной при участии муниципальной власти или уполномоченных ими организаций (участие в уставном капитале). Вид деятельности ОАО – оказание аутсорсинговых услуг по предоставлению работников и ОИС заказчикам.

Стоимость акций ОАО определяется по результатам участия ценных бумаг в биржевой торговле. Это позволяет отражать уровень ликвидности и залогоёмкости компании, что обеспечивает возможность её финансирования через дополнительные эмиссии ценных бумаг, повышая инвестиционную привлекательность территории. Созданные подобным образом организации позволяют перевести из пассива в актив человеческий потенциал территории по месту проживания работников компаний, и на этой основе создать для них новый пакет социальных услуг более качественного уровня, раскрыть и капитализировать человеческий потенциал личности каждого работника. Кроме того, появляется возможность оценить нематериальные активы муниципальной территории, консолидировать их и включить в деловой оборот на глобальных рынках: финансов, труда, обращения объектов интеллектуальной собственности.


Таблица №1
Исходные данные: предполагаемое количество работников, вовлеченных в систему социального партнерства Проекта АНБ 1000 3000 10 000 25 000

Бюджет социальных программ муниципального уровня 500 000р. 1 500 000р. 5 000 000р. 12 500 000р.
Целевые социальные программы для работающих жителей города "Социокультурное развитие трудовых ресурсов"  и для неработающих жителей города "Помощь для созидания"

Кол-во

новых справок для социальных работников

Расходы на одно рабочее место Кол-во новых ставок для соц. работников Расходы на одно рабочее место Кол-во новых ставок для соц. работников Расходы на одно рабочее место Расходы на одно рабочее место Расходы на одно рабочее место
Области социальной сферы Направления работ
1 Образование Наставничество: работа с молодёжью, вовлечение мастеров-пенсионеров, содействие карьерному росту, профориетация, работа с детьми и школьниками 20 2 500р. 38 4 000р. 67 7 500р. 83 15 000р.
2 Медицина Программа "Семейный доктор"; контроль состаяния здоровья граждан территории, блиц-диспансеризация; Программа Мезенцева по слежению и стимулированию здоровья жителей и др. 10 2 500р. 19 4 000р. 33 7 500р. 42 15000р.
3 Спорт Тренерско-организаторская работа по проведению спортивно-массовых мероприятий 10 2 500р. 19 4 000р. 33 7 500р. 42 15000р.
4 Культура Координационно-организаторская работа по пропаганде и стимулированию мероприятий КЗОЖ 10 2 500р. 19 4 000р. 33 7 500р. 42 15000р.
5 Наука Научные изыскания при реализации мероприятий Социального проектирования 10 2 500р. 19 4 000р. 33 7 500р. 42 15000р.
6 Информа-ция Автоматизация, создание и ведение баз данных по реализации проектов. Мониторинг, ситуационное управление, выходные аналитические формы и материалы для публичны отчётов. Размещение утверждённых материалов в Интернете и плановая рассылка 1 35 000р. 3 45 000р. 9 55000р. 21 60 000р
7 Инвалиды,пенсионеры Запуск Целевой соцпрограммы "ПдС": Программа обращения городских Сертификатов "Добрых дел"; Запуск Службы услуг "Помощь для созидания" и др.мероприятий 40 2 500р. 75 4 000р. 133 7 500р. 167 15 000р.
8 Услуги населению Координация организаций, аккредитация и содействие гражданам в получении качественных потребительских услуг: бытовых; по ЖСК; продуктовых и др. а также  "Кассы взаимопомощи" и др. 20 2 500р. 38 4 000р. 67 7 500 р. 83 15 000р.
9 Авторские отчисления Расходы на приобретение авторских прав для применения социальных технологий 10 5 000р. 19 8 000р. 33 15 000р. 42 30 000р.
10 Административно-хозяйственные расходы Расходы МУП и участников социального партнёрства на содержание 3 35 000р. 7 45 000р. 18 55 000р. 42 60 000р.
Показатели Сумма Руб. 500 000 1500000 5000000 12500000

Создание новых рабочих

мест

Чел. .134 254 461 604

                                                                                                                                                          

Справка. В Росии насчитывается около 24000 Муниципальных образований, которые могут участвовать в создании ОАО и формировать новый финансовый актив. При участии в ОАО порядка 20% работников территорий и средней зарплате 12,5 тыс. рублей объем выручки от услуг предоставления персонала в масштабах страны может составить более 170 млрд. рублей, а при расчётном коэффициенте оценки стоимости результатов интеллектуальной деятельности, равном 2,6 к уровню средней зарплаты, прогнозируемый объём выручки составит уже 442 млрд. рублей. Согласно зарубежным стандартам при расчёте капитализации компаний учитываются будущие прибыли в горизонте до 20 лет, и при норме чистой прибыли 3% оценка таких компаний составит сотни млрд. рублей, и это только в начальной стадии капитализации, при приведении в состояние оценки уже имеющихся, но не оценённых материальных активов страны. А это предполагает значительное увеличение налоговых поступлений в государственную казну.

 

            Рис.6.

 

 

 

Стоимость Проекта и источники его финансирования. Стоимость Проекта и его внедрение в каждом случае различны в зависимости от условий конкретной территории. Проект финансируется  частично из федерального бюджета, за счет имеющихся у организаций преференций,  а также венчурных инвесторов, местных бюджетов, бизнесменов и других источников. Затраты для региональных и муниципальных структур складываются из:

- создания муниципального унитарного предприятия или расширение существующего;

- вложение денежных средств в уставной капитал ОАО (возможно имуществом, участком земли для строительства жилья для работников предприятий, участвующих в Проекте);

- вложение средств, направляемых на адаптацию Проекта к местным условиям, осуществление информационной деятельности и организационные расходы.

Финансовые расходы из местных бюджетов, как правило, составляют от 300 тыс. руб. до 1,5 млн. руб., а материальные активы (участки земли, недвижимость и т.п.) могут составлять 3 – 6 млн. рублей. Проект успешно адаптирован к адресному, прямому финансированию как государством, так и частными инвесторами. Удобен для оказания федеральной поддержки на уровне так называемого «старт-апа» и для текущей, прорывной деятельности по развитию человеческого капитала территорий, на возвратной основе. Таким образом, обеспечивается механизм прямого инвестирования, в т.ч. бюджетных средств в социальное развитие общества. Для решения долгосрочных социальных задач социальное партнёрство власти, бизнеса и общества (НКО) на территории в виде предлагаемого проекта может быть развёрнуто в течение нескольких месяцев.

Для повышения качества программ и проектов к работе были привлечены специалисты и независимые эксперты из сообщества ученых, специализирующихся на разработке и внедрении инновационных методов и стандартов в сфере управленческой,  экспертно-проектной деятельности и прогнозирования. Эти методы используются при экспертизе федеральных и региональных социально-экономических проектов развития, результаты которой легли в основу программ «Оптима проект».

Стратегическими партнерами проекта являются ОАО Научно-исследовательская организация «Всероссийский центр уровня жизни» и НП «Национальный союз общественных экспертов». Целями стратегического партнерства являются: повышение компетенции, объективности оценок и независимости экспертов; повышение деловой репутации и доверия к результатам деятельности экспертного сообщества; получение международного признания результатов деятельности национальных экспертов и экспертных организаций в сфере общественно-политической и социально-экономической экспертизы проектов. Стратегическое партнерство призвано стать фактором ускоренного развития  бизнеса и гражданского общества в России, усиливая свои контрольные функции при решении вопросов, связанных:

- с повышением эффективности государственного управления и местного самоуправления;

- с социальной справедливостью при распределении жизненных благ в обществе;

- с созданием благоприятных условий для национального бизнеса и иностранных инвестиций в экономику России.

Центральным направлением совместной деятельности являются: повышение эффективности всех уровней управления, подготовка для страны кадрового резерва и борьба с коррупцией посредством независимой гражданской экспертизы федеральных и региональных проектов, а также оценка объективности и эффективности общественно значимых управленческих решений.

Результатом совместной деятельности и стратегического партнерства станет Доклад: «Дебюрократизация России: принципы построения жизнеспособного государства, управляемого хорошим правительством». Научно-исследовательской частью Доклада является: «Мониторинг и анализ эффективности государственной и общественной системы социальной экспертизы в контексте модернизации и технологического развития экономики России».

В сфере науки – предлагаются новые аналитические методы, построенные на принципах кибернетики, синергетики и тектологии, объединенные под общим брендом «Триалектика - комбинированная методология - «3D», где под «кибернетикой» понимается «искусство управления взаимодействием систем, построенных на разных основаниях». Новая методология позволяет использовать синергетические эффекты, возникающие при взаимодействии моделей, способных структурировать информационное пространство и планировать желаемые события.

В сфере политики – предлагаются технологии, соединяющие сложные научно-теоретические конструкции с политэкономической практикой на основе науки «Политическая кибернетика», где под «политикой» понимается «управление процессом реализации властью ранее достигнутых договоренностей по вопросу производства и распределения в обществе всех видов ресурсов». Новая наука представляет собой синтез системного, сетевого, модельного и проектного подходов, что позволяет ответить на вопрос: «Каким образом можно перейти из позиции «как есть» в позицию «как надо». Эти методы и подходы могут использоваться как инструмент социально - политической экспертизы выявления очагов искажений в системе управления, агрегирующий технологии трех уровней: «know what»,  «know way», «know how».  

В сфере экономики и бизнеса – для организации внедренческой деятельности предлагаются «кейсы готовых решений» - инновационные разработки из различных отраслей науки и производства под общим брендом «Интеллектуальное управление». Здесь используется синтез: технологий «Киберсин» и «Проектно-целевого управления» при распределении ресурсов;  Теория решения изобретательских задач при организации интеллектуально-творческой деятельности в социуме и принципы  «Kaizen» - при организации управления бизнесом.

Использование инновационных методов, моделей и технологий позволяет одним решением устранить кластер проблем. Этим они отличаются от действующих, которые создаются под решение только конкретных задач. Предлагаемый подход способен решить сверхзадачу - не создавать проблем, которые возникают в результате принятия ошибочных решений. Реализовать этот подход могут только люди с особыми знаниями - эксперты. Подготовка экспертов и внедрение новых моделей в практику управления государством, экономикой и регионами есть суть и смысл современной модернизации России.

Проект имеет экспертные заключения ведущих научных учреждений России.  Основные документы организаций разработаны совместно с ведущими на Российском рынке  компаниями, например, Система менеджмента качества, разработана совместно с «Рособоронстандартом», бизнес план Проекта составлен совместно с крупной специализированной фирмой. Большая часть структурных элементов Проекта в виде научно-исследовательской разработки защищёна в НИИ при Отделении общественных наук РАН.

Сегодня перед нашим обществом стоит большая задача – в полной мере реализовать новые экономические возможности страны и возможности каждого человека в реализации своего личностного потенциала, в развитии человеческого капитала, в обретении достойного качества жизни. В этом проявляется наша забота о настоящем и будущем России – сильной и независимой Державы.

® Copyright © Простов А.Ф. All Rights Reserved. Публикуется на правах рукописи, все права сохранены, ссылки при перепечатке обязательны. Основные идеи,  новая наука, новый научный метод, модели, концепции, проекты и кейсы готовых решений автора опубликованы на сайте "Центр политической кибернетики":  www.politcyber.ru

Вы спрашивали, мы отвечаем

Задать вопрос вы сможете после регистрации

Подписчики: 1595

Регистрация/Вход

Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования Яндекс.Метрика