Простов А.Ф. - Кандидат политических наук. Главный редактор журнала «Социальная экспертиза». Сопредседатель НП «Национальный союз общественных экспертов». Член Международной академии инновационных социальных технологий, Ноосферной общественной академии наук, РАЕН. Эксперт Совета Федерации РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, Общественной палаты РФ и ТПП РФ.
Алексеев Ю.В. - Президент Некоммерческого партнёрства «Межрегиональный центр содействия развитию трудовых ресурсов и территорий «ОПТИМА ПРОЕКТ», Директор Центра изучения кадровой логистики и развития человеческого капитала территорий НИИ Комплексных муниципальных исследований Отделения Общественных наук РАН
Бобков В.Н. - Доктор экономических наук, заслуженный деятель науки РФ, Генеральный директор ОАО Научно-исследовательская организация «Всероссийский центр уровня жизни».
Плаксин В.А. - Генеральный директор Некоммерческого партнёрства «Межрегиональный центр содействия развитию трудовых ресурсов и территорий «ОПТИМА ПРОЕКТ».
Статья: «Человеческий капитал: пути повышения уровня жизни населения» (краткое описание инновационного Проекта)
Статья опубликована в журнале ВЦУЖ «Уровень жизни населения регионов России». № 6. 2011.
Россия медленно, но верно поднимается в рейтинге развития человечества, правда она по-прежнему очень далека от лидеров списка. По уровню жизни населения различные международные организация ставят нашу страну на 63-65-е место. В то же время следует отметить, что Российские регионы сильно отличаются друг от друга по уровню жизни, одни живут как европейцы (Москва, Санкт-Петербург, Тюменская область, Татарстан), а другие - как африканские страны (Тыва или Ингушетия).
Повышение уровня жизни - важнейшая задача социального государства, которым, согласно Конституции, является Россия. Низкий уровень жизни людей, масштабная бедность сдерживают развитие страны и ее регионов. На новом этапе развития социальная политика все более и более регионализируется и муниципализируется.
В условиях рыночной экономики социальная политика имеет целью создание необходимых для удовлетворения основных потребностей населения страны и обеспечения социального мира в обществе, консенсуса между его различными социальными группами, классами и нациями. Без эффективной реализации этой стратегической задачи невозможны нормальное функционирование рыночного хозяйства, предотвращение и сглаживание социальных конфликтов в обществе. Повышение уровня жизни населения является главной целью любого прогрессивного общества. Государство обязано создавать благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность.
Именно решению этой проблемы способствует, разработанный Некоммерческим партнерством Межрегиональный центр содействия развитию трудовых ресурсов и территорий «ОПТИМА ПРОЕКТ» инновационного Проекта «Человеческий капитал: управление развитием трудовых ресурсов и капитализацией человеческого потенциала муниципальных образований»
Некоммерческое партнерство Межрегиональный центр содействия развитию трудовых ресурсов и территорий «ОПТИМА ПРОЕКТ» более пяти лет занимается разработкой и внедрением новых форм управления и социального развития населения территорий. Основой его деятельности является продвижение социальных проектов в регионы и их адаптация к местным условиям с целью формирования социального фундамента модернизации России. Являясь, по сути, национальной компанией человеческого капитала, центр решает задачи модернизации социально-трудовых отношений на базе широкого партнерства бизнеса, науки и образования. Базовое значение для национальной экономики имеет развитие человеческого капитала в рамках социального заемного труда, что обеспечивает рост конкурентоспособности и устойчивости отечественного бизнеса, развивает современные формы социального партнёрства.
Президент РФ определил приоритеты развития страны в так называемой «концепции пяти «И»: институты, инфраструктура, инвестиции, инновации и интеллект». По его словам, опыт национальных приоритетов показал, что «инвестиции в человеческий капитал оказались одним из самых эффективных».
Некоммерческое партнерство «Межрегиональный центр содействия развитию трудовых ресурсов и территорий «ОПТИМА ПРОЕКТ» в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, разработанной в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662 – р), разработало инновационный бизнес Проект «Человеческий капитал: управление развитием трудовых ресурсов и капитализацией человеческого потенциала муниципальных образований» (далее Проект). Этот проект по сути является социально-экономической программой нового вида социального предпринимательства для развития муниципальных образований в формате государственно-частного (муниципально-частного) партнерства. Это инновационное решение задачи по комплексному подходу к развитию человеческого потенциала и его капитализации.
Оценка проекта. Проект получил положительные оценки в научных и деловых кругах России, государственных и муниципальных органах власти. На Российской национальной выставке в Чикаго (США) в ноябре 2009 года Проект стал победителем и получил диплом, в 2010 году Проект отметили Дипломами на форуме в Хьюстоне (США), а на 38-м Международном салоне изобретений, новой техники и товаров «Женева 2010» награжден Золотой медалью.
В июле 2010 года Проект обсуждался на круглом столе в Государственной Думе РФ, в ноябре и декабре месяцах прошлого года на форумах в Сколково, в декабре принят на заседании координационного совета комиссий сторонников «Единой России». По оценке специалистов ведущих научных учреждений России внедрение проекта послужит мощным фактором социально-экономического развития региона. Благодаря этому устанавливается более эффективное взаимодействие между работниками, работодателями и государством с целью обеспечения благоприятной институциональной инфраструктуры для развития социально-трудовых отношений в обществе. Особенно важным является то, что заинтересованное трёхстороннее партнёрство власти, бизнеса и общества делает бессмысленным многие коррупционные проявления, которые душат нашу страну.
Все это позволит создать условия для перехода на инновационный путь развития. Реализация проекта позволяет повысить качество и эффективность труда отдельного человека и производственных коллективов в целом, обеспечивая высокую ответственность и мотивацию работников на увеличение производительности труда. Это будет способствовать масштабным инвестициям в человеческий капитал, и соответствовать главным направлениям в стратегии развития России и её регионов на долгие годы вперед.
В кризисных ситуациях проект позволяет перераспределять трудовые ресурсы между предприятиями территории, а при необходимости и между субъектами Российской Федерации, обеспечивая тем самым гибкую занятость населения с сохранением всех налоговых отчислений на территории муниципального образования.
Для чего нужен Проект. Реализация Проекта будет способствовать укреплению и развитию гражданского общества, увеличению численности среднего класса и позволит: на территории – создать уравновешенную социальную среду и повысить ее привлекательность для инвестиций; обществу – инвестирование в социальную сферу территории, поддержку неработающего населения и создание для него новых возможностей, активизация граждан; работодателям – иметь возможность постоянно привлекать нужное количество работников необходимых специальностей и квалификации; работникам и населению – повышение качества их жизни до современных стандартов.
Стратегической целью Проекта является стимулирование роста экономики России за счет преобразования рынка труда в системно функционирующий рынок человеческого капитала на основе создания развитой инфраструктуры инновационного социального партнёрства власти, коммерческих и некоммерческих организаций в интересах повышения качества жизни населения России. Ближайшими целями проекта являются: создание цивилизованного рынка заемного труда, как промежуточной фазы формирования рынка человеческого капитала; консолидирование гражданского общества и обеспечение поддержки власти.
Рис.1.
Рис.2.
В основе проекта (рис.1.) лежит идея объединение усилий предприятий территории, частного капитала для сбалансированного функционирования структурных составляющих социальной сферы, расширения ее возможностей для воспроизводства и наращивания человеческого капитала, более эффективному его использованию в социально-экономическом развитии территории. С этой целью из системы производственных отношений (рис.2.) выделяется функция управления трудовыми ресурсами и передается специализированным экономически самостоятельным некоммерческим структурам.
Основная суть Проекта
Рис. 3.
Суть проекта заключается в следующем. На территории создается ряд организаций (рис. 3), а именно: унитарное предприятие «Центр содействия развитию человеческого капитала»; ОАО «Центр развития и капитализации человеческого потенциала территории» и специализированная некоммерческая организация Частное учреждение занятости населения «КАДРЫ». В рамках ОАО формируется прозрачный для общественного контроля и структур бизнеса «Центр управления персоналом и кадровой социологистики», основные функции которого состоят в: организации кооперации в социальном партнёрстве по предоставлению аутсорсинговых услуг бизнес структурам; управлении развитием трудовых ресурсов территории; содействии созданию новых рабочих мест; управлении объектами интеллектуальной собственности; развитии человеческого потенциала и его капитализации, что особенно важно (рис.4.)
Рис. 4.
Такая организация совместно с предпринимателями стратегически заинтересована в непрерывном профессиональном образовании работников, повышении их квалификации, предоставлении им дополнительных социальных услуг, содействии повышению качества жизни работников и членов их семей, формировании культуры здорового образа жизни. Таким образом, данная организация берёт на себя функции по созданию точек роста человеческого капитала территории, создаёт устойчивый порядок самофинансирования социальной сферы. Здесь впервые рыночные механизмы ставятся на службу социальному развитию конкретной территории.
Рис.5.
В ходе реализации проекта инновационного социального партнёрства специализированными организациями реализуются (рис.5.) две целевые социальные программы: «Содействие развитию трудовых ресурсов и социокультурному развитию населения территории» и «Помощь, созидание и поддержка – залог успешной деятельности по обеспечению социальной защиты инвалидов территории». В рамках этих программ по согласованию с администрацией и с учётом мнений социальных экспертов территории, дополнительные средства направляются на создание новых рабочих мест в социальной сфере (Центры социального обслуживания населения, образовательные учреждения, медицинские, культурные, спортивные и другие организации). Кроме того, для малоимущих граждан и для лиц с ограниченными физическими возможностями создается служба быта «Помощь и созидание», которая оказывает услуги, не предусмотренные государственными структурами (услуги парикмахера, уборка квартир, производство мелкого ремонта и т.д.). Финансирование указанных программ производится из средств специализированных учреждений в форме некоммерческих организаций (НКО). Пример реализации городских Целевых социальных программ представлен в Таблице №1. График инвестиций в создание новых рабочих мест социальной сферы (индустрии) муниципального образования.
Качество услуг по предоставлению персонала для организаций социальной сферы на безвозмездной основе, для бизнес-структур и других заказчиков на возмездной основе; а так же услуги различным группам населения разработаны и предоставляются на основе требований ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО 9001 с учетом общих положений и терминов, установленных в ИСО 9000 и ГОСТ Р ИСО 9000, с учетом рекомендаций, изложенных в ИСО 9004 и ГОСТ Р ИСО 9004. Что позволит удовлетворить потребителей услуг в полном объеме, с высоким качеством и достигнуть поставленные цели. И самое главное все это будет способствовать формированию росту доходов населения в соответствии с его трудовым вкладом и располагаемом им капиталом; предотвращать социальное иждивенчество, путем повышения экономической и социальной ответственности всех членов общества; созданию механизма социальной защиты населения.
Капитализация человеческого потенциала территорий. Человеческий капитал может быть индивидуальным, корпоративным или территориальным. В данном случае в Проекте используется понятие территориального человеческого капитала в рамках муниципального образования. Механизм увеличения человеческого капитала реализуется через развитие и капитализацию человеческого потенциала территории, объектов интеллектуальной собственности (ОИС) и других нематериальных активов, которые осуществляются профильной компанией ОАО «ПРОГРЕСС ПЕРСОНАЛ», созданной при участии муниципальной власти или уполномоченных ими организаций (участие в уставном капитале). Вид деятельности ОАО – оказание аутсорсинговых услуг по предоставлению работников и ОИС заказчикам.
Стоимость акций ОАО определяется по результатам участия ценных бумаг в биржевой торговле. Это позволяет отражать уровень ликвидности и залогоёмкости компании, что обеспечивает возможность её финансирования через дополнительные эмиссии ценных бумаг, повышая инвестиционную привлекательность территории. Созданные подобным образом организации позволяют перевести из пассива в актив человеческий потенциал территории по месту проживания работников компаний, и на этой основе создать для них новый пакет социальных услуг более качественного уровня, раскрыть и капитализировать человеческий потенциал личности каждого работника. Кроме того, появляется возможность оценить нематериальные активы муниципальной территории, консолидировать их и включить в деловой оборот на глобальных рынках: финансов, труда, обращения объектов интеллектуальной собственности.