"Как управлять Россией: в поисках эффективности".
«Сегодня, к сожалению, качество управления, эффективность систем управления на различных уровнях весьма низки. Внутри этих систем трудно встретить конструктивную рефлексию, отсутствует стремление применять критерии эффективности; не осознается необходимость четкого следования проблемно ориентированному подходу, в результате чего проблемы забалтываются и усугубляются».Таково мнениеВладимира Аксенова, сопредседателя Некоммерческого партнерства «Национальный союз общественных экспертов». Как изменить ситуацию?
- Владимир Александрович, многие из моих коллег знают Вас, Вашу деятельность как в государственной, а точнее – межгосударственной, сфере, так и на общественной ниве. Как сегодня Вас лучше представить?
С учетом предмета нашей беседы, – как сопредседатель НП «Национальный союз общественных экспертов», правопреемника известной Вам «Союзной общественной палаты», напомню, что эта Палата была создана в активный период строительства Союзного государства Беларуси и России, ещё за пять лет до образования Российской общественной палаты.И в Союзной палате и, тем более, в Союзе экспертов мы видели и видим свою главную задачу в аккумуляции гражданского потенциала и профессиональных знаний общественности в целях более эффективного и ответственного участия в процессах развития и управления. Наш союз выступает за объективность, эффективность и полезность принимаемых властью управленческих решений, которые позволят разработать «Программу действий», понятную и привлекательную для большинства коренного населения России.
Сегодня, к сожалению, качество управления, эффективность систем управления на различных уровнях весьма низки. Внутри этих систем трудно встретить конструктивную рефлексию, отсутствует стремление применять критерии эффективности; не осознается необходимость четкого следования проблемно ориентированному подходу, в результате чего проблемы забалтываются и усугубляются. Посему мы в своей работе следуем принципу: «Лучше говорить истину, которая сначала причиняет боль, но потом устраняет её, чем говорить ложь, которая успокаивает, а потом убивает».
- Как Ваш «Союз» организует свою работу?
Эксперты «Союза» самостоятельно или в группе регулярно проводят научные исследования и ведут постоянный мониторинг по многим актуальным темам. Все результаты исследований оформляются в виде научных монографий, статей, докладов, проектов, и публикуются: монографии (7), статьи (50), доклады (20) и проекты (50), основными из которых являются: «Конкуренция глобальных и локальных проектов будущего». «Принципы проектирования будущего» и «ТРИИС».
Естественно, что эксперты «Союза» участвуют в международных научно-практических форумах, приглашаются на мероприятия СФ РФ, ГД РФ, ТПП РФ, получают от государственных и коммерческих структур заказы на проведение экспертизы проектов. Эксперты «Союза» аккредитованы в ФГУ НИИ РИНКЦЭ и в Общественной палате РФ. Партнерами «Союза» являются институты РАН, РАЕН, Международные академии, НКО и частные коммерческие фирмы, с которыми подписаны договора о стратегическом партнерстве и совместной деятельности, соглашения и контракты. «Союз» имеет статусные «Справки о внедрении» и награды.
Свою основную миссию «Союз» видит в повышении компетенции, объективности оценок и независимости экспертов; в повышении деловой репутации доверия к результатам деятельности экспертного сообщества в самой России; получении международного признания результатов деятельности национальных экспертов и экспертных организаций в сфере общественно-политической и социально-экономической экспертизы проектов.Хочу подчеркнуть, что предложение о сотрудничестве и совместной деятельности от НП «Национальный союз общественных экспертов» опубликовано и находится в открытом доступе.
- Что «Союз» может предложить обществу и власти?
Начну ответ с «другого конца». По моему мнению, сегодня проблема заключается скорее в отсутствии спроса со стороны властных структур, чем в отсутствии предложений. На то есть две причины. Первая – отсутствие серьёзных обоснованных предложений, большинство из которых перепевают старые, противоречивы и не ориентированы на решение проблем. А вторая – неразвивающаяся в нашей практике управления потребностью в независимой экспертизе, что детерминировано в основном коррупционной составляющей принимаемых решений и низким уровнем компетентности чиновников.
Когда у нас в контексте обсуждения инструментов преодоления кризиса, слышны призывы типа «следует работать ещё настойчивей», «надо думать о простых людях» и т. п., невольно задумываешься о способности подобным образом рефлексирующих чиновников, их советников видеть то, что происходит вокруг, понимать выдающуюся роль интеллектуальной собственности в современном мире. Как важнейшему геополитическому субъекту нашей стране жизненно важно культивировать и развивать способность наблюдать, замечать и объективно оценивать значение и последствия вторгающихся в мир « к сожалению, в основном за рубежом – инноваций и изобретений. Нам категорически противопоказано наступать на новые грабли, как это уже бывало в случаях с теми же кибернетикой и генетикой. Только на этот раз цена за концептуальную и интеллектуальную близорукость, вероятнее всего, окажется неподъёмной.
Что касается того, что мы можем предложить. Содержание наших предложений, имеющих четкий инновационный характер, приведено вкратце ниже. Однако перед ними я хочу подчеркнуть принципиальный характер нашей позиции: мы глубоко убеждены, что наша страна должна жить своим умом и самостоятельно строить свой путь. Ни в коем разе потому нельзя соглашаться с мнением о необходимости отсутствия идеологии в нашей жизни. Разве можно осуществлять проектное развитие страны, не имея концепции. История России хранит немало управленческих тайн, которые позволяли в безнадежных ситуациях одним решением устранять все накопленные проблемы. Поэтому мы предлагаем систему принципов, законов, методов, моделей, проектов, технологий, механизмов, экспертных сервисов, критериев оценки и кейсов готовых решений, которые призваны сделать управление в России более эффективным.
Инновация №1 в сфере науки. Мы предлагаем новую науку «Политическая кибернетика», которая включает в себя новые научные методы исследования и работы с информацией, объединенные под общим брендом комбинированной методологии «Триалектика – 3DМ» имодели «ТРИНИТИ», которые синтезируют «Метод наложения троичных матриц», «Метод анализа связей» и «Триатрибутивную лингвистику». Новый метод позволяет использовать синергетические эффекты, возникающие при взаимодействии моделей, способных структурировать информационное пространство и планировать желаемые события, одним решением устранять целый кластер проблем. Эти же методы помогают выявлять противоречия, несоответствия, искажения и подмену смыслов на стадии обсуждения идей и проектов. Можно сказать, что «Политическая кибернетика» – это «опережающее управление посредством управления управлением с целью перевода управляемых систем в режим самоуправления». В этой связи мы предлагаем посетить наш сайт «Центр политической кибернетики».
Инновация №2 в сфере политики. В этой сфере мы предлагаем новую стратегию развития и новую модель управления «Принципат: соборно-сетевое управление в России». Это модель прямого президентского правления общинами (муниципалитетами) с использованием современных достижений науки и техники («ГЛОНАСС», «Runet», «Госмастер – электронное правительство») в режиме реального времени, где становым стержнем является не жесткая чиновничья вертикаль, а гибкая сеть местного самоуправления.
Инновация №3 в сфере экономики. В качестве одного из системных практических решений мы предлагаем проект «ТРИИС» – «Территориальная (региональная) инновационно-инвестиционная система» как новая технологическая платформа социально-экономического развития регионов России. Одновременно «ТРИИС» является матрицей развития трудовых ресурсов и территорий, а также технологией перехода существующих потенциалов в реализованные возможности. «ТРИИС» основана на принципах целостного развития территорий как синергетических систем с учетом их различий – географических, природно-климатических и социально-экономических. Общая целостность достигается посредством правильного управления взаимодействием систем, построенных на разных основаниях (территория, население, ресурсы). Внутренняя целостность систем достигается посредством правильного взаимодействия элементов и эффективного использования их связей.
Проект «ТРИИС» позволяет построить «Матрицу проблем», «Матрицу ресурсов», «Матрицу системных решений», на основе которых формируются кейсы готовых решений. В целом эти технологии обеспечивают формирование производственно-технологических цепочек с учетом сложившегося международного разделения труда, где создается новая стоимость. Подготовленные по новым методам и программам специалисты будут отвечать на вопросы «где и что нужно производить» и «как, что и где реализовывать».
«ТРИИС» создаст инвестиционные условия для развития регионов и страны в целом и научит управлять инвестициями как бизнес-процессами. Для развития бизнесу и населению нужны не рейтинги, не курсы валют и цены на нефть, а дешевые и длинные кредитно-инвестиционные деньги, без которых никакой модернизации, реструктуризации и инновационной экономики не будет. Всем нужно привыкнуть к мысли о том, что роль собственника должна быть ограничена интересами общества и государства, как это принято во всем мире.
В этой связи мы предлагаем всем заинтересованным организациям, в том числе и политическим партиям, претендующим на власть в России, поддержать наши интеллектуальные гражданские инициативы посредством использования наших разработок в своей практической деятельности.
ПодготовилСергей Тюрин, ТПП-Информ. 14.10.2016 года.
http://www.tpp-inform.ru/vedomosti/obshchestvo/38768/